Сибирские огни № 04 - 1979
С. Шоломова «ОНА МНЕ ДОРОГА, КАК ТОСКА О КРАСОТЕ» (К 90-летию Л. Н. Сейфуллиной) Лидия Николаевна С ейф уллина прожила жизнь, наполненную не только напряжен ной творческой работой, но и богатую встречами со многими выдающимися лю дь ми своего времени. Горький, Маяковский, Есенин, А . Толстой, Ш олохов, Ф ед и н , Ба бель, Ем . Ярославский... Трудно даж е пе речислить всех, с кем Л . Н. С ейф уллина была знакома, находилась в д руж еских от ношениях. В кр угу ее близких знакомы х была и Лариса Рейснер. Взаимоотношения двух за мечательных писательниц — малоизвестная страница в биографии Л . С ейф уллиной. Лариса Михайловна Рейснер в годы рево люции была первой женщиной-комиссаром (именно она послужила прототипом образа Комиссара в знаменитой «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского), после граж данской войны работала ж урналистом . Как корреспондент «Известий» она в 20-е годы исколесила почти всю Советскую Россию , побывала в Аф ганистане и. Германии. Впе чатления от этих поездок легли в 0 С Н 9 - ву ее книг «Ф р о н т», «Гамбург на баррика д ах» , «Аф ганистан», «Уго ль, ж елезо и жи вые лю ди»... Знаком ство двух писательниц состоялось, по-видимому, в конце 1924 года, когда Л. С ейф уллина жила уж е в М оскве. В это время она переживала пору литературной зрелости, пользовалась заслуженным усп е хом . По свидетельствам современников, дом Сейф уллиной в Москве в те годы был свое образным литературным клубом , где лю били и ценили острую ш утку, экспром т, где умели мгновенно затихнуть, слуш ая новые произведения Бабеля к Всеволода Иванова, Пришвина и О льги Ф орш . Рейснер полюбила этот дом за щ едрое внимание его хозяйки к радостям и горес тям др уго го , за умение выслушать и под держ ать в минуту отчаяния. Писательниц сближало единомы слие по многим жизнен ным и творческим вопросам. О бе были сторонницами активнейшего участия в по строении новой, советской действитель ности. Лариса Михайловна была в числе тех, кто сразу понял великую силу и своеобразие первых произведений советских писателей. В своем очерке «Слова из мрамора», на писанном ею после поездки в Сибирь, она со всей страстностью партийного публици ста писала: «Историю гражданской войны мы им еем не только в записях Истпарта, не только в военной летописи, не только в цифрах и диаграмм ах, но о ней остались песни Д ем ьяна, несколько изумительных стр оф у Тихонова, стихо-небоскребы Мая ковского. Всеволод Иванов уж е написал свой «Бронепоезд», Бабель дал гениальные вещи о Конармии, С ейф уллина — страницы о мужицкой революции, каких не знает ми ровая литература». Н. П. Смирнов в воспоминаниях о Рейс нер указы вал, что не один раз ем у доводи лось встречать у Сейф уллиной Ларису Ми хайловну. Лидия Николаевна отличала зво нок Рейснер безошибочно, каждый раз по- детски радуясь этой встрече. Смирнов вспоминал, как увлекательно и горячо гово рила о литературе Лариса Рейснер и как все слушали ее с «неутомимым внима нием». В середине 1925 года Лидия Николаевна С ейф уллина переехала в Ленинград, об щение с неугомонной странницей, какой была Рейснер, стало нерегулярным . Обе скучали. 11 ноября 1925 года. Письмо из Ленин града: «Лариса Михайловна! Где Вы? неподоб ная и бесподобная бабенка! Ж аж ду погля деть на Вас. Черкните хоть пару слов о себе. А лучше всего приезжайте к нам, хо тя бы на день. Посмотрите на нас, прожи вающих ныне в бельэтаж е и распростра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2