Сибирские огни № 04 - 1979

Напротив, Н. С адур принимает данный тип как хоть и печальную , но необходим ую законом ерность, а не аномалию общ ествен­ ного развития. Н ельзя сказать, чтобы авторы анализи­ руемы х произведений были безучастны к дальнейш ей суд ьб е своих героев. Они пы­ таю тся найти вы ход из создавш его ся тупика. Э том у посвящ ена больш ая часть повести Б. Жиганова «Расплата». Чем ж е предпола­ гает вылечить писатель Володьку Ш агало ­ ва? Любовью . Добро та и сила большого чувства долж ны вернуть его к нормальной ж и зн едеятельно сти . Что ж , через любовь прошли многие герои русской классики. Но мало кого она исцелила. При отсутствии ц елеустрем ленно сти, воли к жизни любовь недееспособна и не м ож ет оказать реш аю ­ щ его влияния, как это пытается доказать Б. Ж иганов. Впрочем , Володька Ш агалов м олож е Гольцова, Сулина, Тани и меньше запущ ен в смы сле инф антильности... Неотразимый Игорь Саввович любовью , как и материальным благополучием , пре­ сы тился. Точнее — не любовью . Неким сур ­ рогатом , зам еняющ им любовь. Спасение Гольцова в чем-то др угом . М ож ет, ем у будет хорошо на Весенинском сплавном участке, гд е он когда-то славно, по-юношески щ едро , на всю катуш ку начи­ нал работать и гд е, очутившись снова, уже будучи зам ести телем главного инженера, на мгновение почувствовал себя совершенно здоровым? Уехать — со ветует жена С ветла­ на. Уехать — вторят любовница Маргарита и лучший д р уг и советчик Прончатов. На­ чать жить сначала! Блестящий вы ход! М ож ет быть, даже единственный из создавш его ся положения. Д оро га бегства литературны х и кинемато­ граф ических героев от самих себя накатана до блеска. Но не' спешит отправлять в зна­ комый путь В. Липатов И горя Саввовича. И здесь своя логика, своя правда жизни. Не так-то просто рвать привычные связи. С ули н, как и Гольцов, тож е осознает свою болезнь, м учается ею . Есть и у него ж ела­ ние быть др уги м , а услуж ливое воображ е­ ние в лю бую м инуту предложит готовый образ этого д р у го го . Но мир мечты и дей­ ствительности надежно разделен патологи­ ческой боязнью перем ен. И, взбунтовав­ шись о днаж ды , выкипев, почувствовав себя на мгновение (кстати, тож е на лоне при­ роды — на охоте) раскрепощ енным и сво­ бодным , таким , каким хотелось быть всегда, Сулин во звращ ается на круги своя. На глазах удовлетворенной жены он рвет дневник, в котором ещ е совсем недавно старательно и скр уп улезно подвергал себя тщ ательном у самоанализу. Гольцов после гаражной передряги и сурового разговора с Леваш евым тож е успокаивается, как то ль­ ко начинает чувствовать надежную м атери­ ну опору. Читатель становится свидетелем так назы­ ваемого «безр езультатно го сюж ета», когда воля привычных обстоятельств оказы вается сильнее наметивш ейся душ евной п ерем е­ ны. Впрочем , логика развития характера Гольцова и Сулина ни к чему д р угом у и не м ож ет привести. Д ля то го , чтобы разорвать привычные связи , необходимо внутренне п ереро ди ться, но едва ли это возможно, если нет четкого нравственного ориентира. Наши герои на распутье. Пож алуй, то ль­ ко Володька Ш агалов успевает обрести се ­ бя в пределах повествовательного времени. О днако едва ли финал повести стоит признать удачным . С хватка с бандитом ни худож ественно , ни логично не подготов­ лена. Зако н ом ер н ее, естественнее приходит к «своем у окну» Таня. Ей легче. Она уж е обретала в прошлом что-то кровное, свое, теряла и вновь возвращ ается к потерянно­ м у. Во всяком случае Тане есть к чему стрем и ться. Воспоминание о глазах сына, рож дающ ееся чувство м атеринства м е д ­ ленно, но верно ведет ее к «своем у окну». Д уховное и нравственное выпрямление Гольцова и Сулина ещ е впереди. Д ля тако ­ го перерож дения у них есть все предпо­ сылки. Нет только силы , сбросив вериги «второй натуры », вырваться из заколдован­ ного к р уга. И писатели просто обязаны по­ мочь в этом своим гер о ям , потому что любой иной вариант б удет уступкой м е ­ щ анству, бо лее то го — признанием его не­ победимости. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2