Сибирские огни № 04 - 1979
нешние рыцари идеи, борьбы и вдохно венного труда не только постоянно видели перед собой цель, соотнося ее с насущны ми задачами жизни, но всегда были не истребимо убеж дены в правоте своего дела. Там, где воспитание такой убежденности отсутствует, возникает благодатная почва для рож дения и произрастания духовны х недорослей. Интересно,, что критиками «И горя Савво вича» почти единодушно отметена за не надобностью декабристская линия романа. Валентинов — потомок декабристов, и па м ять о них свято чтится в его сем ье. Но, д ум ается (хотя, возможно, предположение это и не совпадает с авторским замыслом-), тень декабристо в, витающая в романе, здесь вовсе не д ля то го , чтобы подчерк нуть аристократизм Валентинова или «по родистость» И горя Саввовича. Упоминание о декабристах скорее подтверж дает мысль об убежденности, о высоком нравственном и общ ественном до лге каждого человека. Вспомним, Онегин и декабристы — дети одного времени и одного класса. Но разви тое в высшей степени общ ественное созна ние сделало одних народными защитника м и ; други е ж е стали просто «лишними лю дьми». Увы , огляды ваясь в прошлое, В. Липатов не нашел достойного эквивалента в настоя щем (мы им еем в виду только роман «И горь Саввович»), И это вызывает тр ево гу. Неуж ели нечего и некого противопоста вить «гольцовщине», сливкам ром ского общества? Прончатов? В единственном эпизоде с его участием в купеческой гостинице, где соби рается узкий круг избранных, О ле г О л е го вич совершенно компром етирует себя этой мещ анской оргией, хотя сам а сцена хоро ша и наизнанку выворачивает духовную примитивность «избранных». Ж ена Светлана? Добровольно отдалась в рабство м уж у. Слепая любовь, а прозре ние дальш е робкой надежды откры ть м уж у глаза на самого себя не идет. М ать Елена Платоновна? П редм ет сынов него обож ания, образец для подражания, житейской м удро сти. Не с ее ли помощью и при непосредственном участии возник у И горя Саввовича Гольцова « эф ф е кт инфан тильности, близкий к .психическому забо ле ванию»? Полковника Сиротина, этого до седы х волос рубахи-парня, круглы е сутки «творя щ его д о б р о , добро и только добро», а проще — блатм ейстера по призванию , мы тож е исключаем. Почти по всем показателям подходит Валентинов. Н о... пробивая д о р о гу в жизнь сыну, он вольно или невольно поступается своими принципами, и не без его во здейст вия Игорь становится тем , кем он есть. Да и так ли кристаллен этот Валентинов, если вырывается у него признание: «Я около шестнадцати лет работаю с управляющим Николаевым. Это холодная, коварная, рас четливая и ж адная тварь... Мне стоит по шевелить пальцем, и Николаев провалится сквозь зем лю ... но я пятнадцать лет только брезгливо вытираю пальцы после того, как он пожимает мне р уку...». О Левашове мы уж е говорили: он по лучился каким-то эпизодичеоки-смутным, тумзн'ноннедосягаемым и для Гольцова, и для читателей. И получается парадоксальная картина. Литература «золотого» девятнадцатого ве ка страдала отсутствием материала для воплощения положительного идеала, но тем не м енее, несмотря ни на что, стремилась подвести к нему своих читателей. А в на ше врем я, когда эпоха предлагает бога тейший материал д ля десятко в, сотен ге роев времени, В. Липатов не находит утопающ ему в болоте искусственного бла гополучия Гольцову четкого нравственного ориентира. Кстати, именно таким ориентиром в ро мане того же В. Липатова «И это все о нем» был Евгений Столетов. В статье «Быть человеком» ф . Кузнецов пишет: «В готов ности Ж еньки Столетова и его друзей начать борьбу с «гасиловщиной», в этом пафосе социальной активности, в мысли, что д ля борьбы с мещ анством в лице Гаси- лова тр ебуется, как говорил Евгений, «граж данское муж ество», положительное значе ние и правда романа». В романе «Игорь Саввович» как раз не достает «пафоса социальной активности» и той самой «готовности» начать борьбу с еще одним проявлением мещанства — «гольцов щи ной». Конечно, наивно было бы настаивать на прямом противопоставлении положитель ного отрицательному. Слиш ком сложна проблема положительного гер о я. Тут не редко сама авторская позиция стано вится эквивалентом положительного. Но в этом случае она должна быть четко акцентирована и лишена какой-либо рас плывчатости и неопределенности. Главная слабость романа Виля Липатова «Игорь Саввович», как нам каж ется, как раз и кроется в затуш еванное™ авторской позиции. Слиш ком уж неясно отношение писателя к своем у герою . Липатов то лю буется И горем Гольцовым (и любования этого слишком много), то ж алеет запутав ш егося маменькиного сынка, лишенного серьезны х мы слей и чувств, то слегка о суж дает и порой настолько сливается с ним, что и не понять: где — автор, г д е — герой. Не спасает и ерническая и'нтонация. Сати рическим она об р аз не делает, поскольку нигде, на протяжении всего романа, автор не поднимается над своим геро ем . И ни чтожностью Игорь Саввович предстает как бы помимо воли писателя, в силу генетиче ской общности с собратьями по типу. Ни на секун ду не облагораж ивает своего героя Л. Тр еер. Его Супин м елок и ничто жен в «чистом» виде. Правда, в силу остросатирической направленности повести позиция Л. Треера более прочна. Читая «Из жизни Дмитрия Сулина», ясно ощ у щаеш ь, что тип Сулина, как тип соврем ен ного «лишнего человека», явление в основе своей глубоко безнравственное, антиобще ственное, с которым надо вести решитель ную борьбу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2