Сибирские огни № 04 - 1979
С ам ая прогрессивная общественно-поли тическая систем а лишила м ещ анство при вычной почвы — эксплуатации человека че ловеком и частной формы присвоения, чер ез которы е шел прямой путь к стяж а тельству и эгои зм у. И сследуя причины возрождения инфан тильного геро я в 70-х годах нашего века, сле д ует, видим о, учитывать преж де всего отставание духовного развития от м а те риального. Если исходить и з этого, то появление в жизни, следовательно и в ли тер атур е, соврем енны х «лишних людей» объясняется не столько социально-полити ческими условиями, сколько природой нравственно-этических отношений, вызван ных диспропорцией, о которой говорилось выше. В. Липатов, Л . Тр еер, Н. С адур , Б. Ж и га нов ставят во главу угла семейные отнош е ния и связи, считая первопричиной инф ан тилизм а переизбы ток родительской любви, ведущ ей к перекосу в воспитании. Баловнем , лентяем и маменьким сынком рос Володька Ш агалов. Тщ ательно рассчитана и выверена с д ет ства жизнь Сулина. «В семь лет его приго ворили к вы сш ем у образованию », и, про учившись ш естнадцать лет, «не приняв за двадцать три года ни одного сам остоятель ного решения, Сулин сош ел с конвейера, как лакированная машина, и покатил в пункт назначения». Ещ е активнее опекаю т своего сына ро дители И горя Гольцова. Их незримыми уси лиями И горю Саввовичу проклады ваю тся и, расчищ аю тся все пути к благополучию . Каждый шаг Гольцова-младш его находит ся под воздействием мощ ного силового поля родительской опеки. Она тоньш е, не зам етнее прямолинейного давления' сулин- ских родственников. С о зд ается даж е иллю зия самостоятельности и независимости И горя Гольцова, но это всего лишь иллю зия. Родители И горя не ограничи ваю тся освобождением его от материаль ных забот. Они вторгаю тся в личную жизнь сына. Д аж е женитьба его стала тщ ательно продуманной операцией ма тери И горя — Елены Платоновны: « ...ко нечно, его не женили, но расчет был точен: красивая, умная и хозяйственная д е в уш к а— это то, что нужно И горю Саввови чу, избалованному домработницами, сем ей ными веселыми обедами, выглаженными брю ками, хрустящ ими крахмальными про стынями». Д аж е родном у отцу И горя Голь цова (по воле автора вынужденному скры вать всю правду), честнейшему и прин ципиальнейшему Валентинову, — главному инж енеру лесосплавного тр еста — изм е няет чувство м еры : «Я буду работать суткам и, я его закрою , как ам бразур у». И закры вает. Д елает И горя своим зам ести телем без обязанностей и ответственности, «арифм ом етром , приставкой к сво ем у сто лу». Ситуация настолько жизненно-обычна, что каж ется, В. Липатов и не прибегает во все к худож ественном у вымыслу — просто вставляет в роман какой-то конкретный случай. Не секр ет, что устраивание на теп ленькие м естечки, различного оода пр о те ж е, подстраховывания на вступительны х экзам енах и т. п. стали если не нормой, то во всяком случае хорошим тоном среди определенны х слоев нашего общ ества. Любопытно д р уго е. О ткуда такое гипер трофированно е чадолюбие? Что движ ет ро дительским и чувствами? К .привычному, точнее, традиционно усто явш ем уся тиду м ещ ан родителей наших ге роев мы вр я д ли см ож ем отнести. Жизнь Валентинова — бескоры стное, б езо глядно е служ ение д е л у, неиссякаемое трудо лю бие и подвижничество. Неутомимы е труж еники, лю ди, всего и всегда добивающ иеся своим тр уд ом , лишенные ханж ества и пр ед р ас суд ко в,— таковы Елена Платоновна и Савва Гольцов. Не были избалованы судьбой и родители Володьки Ш агалова. О т е ц — весь в заботах о со вхо зе, где он дир екто р ом , мать — в д е тя х, хозяйстве. Эти люди пережили войну. Война вторглась и в судь бу м атери Тани, героини повести Нины С ад ур . А м ож ет, отсю да и пошло? С этой про клятой войны? Нина С адур считает, что ве роятнее всего отсю да. Вот одна из ключевых сцен ее повести — встреча Тани с м атерью : «М ама смотрит на свою светловолосую дочь, очень на нее похож ую . Только поче м у ж естче очерчен ее рот и холодны глаза? Мама ничего не м ож ет понять. Мама давала Тане все сам ое лучш ее ср азу за двоих: за себя и за Таню . Мама с радостью пожертвовала собой, отказавшись от все го, чтобы Танечка получила все, чего мама не получила. Мамины юность и детство были ж есто ко исковерканы войной. И пусть она, м ам а, не стала актрисой, как м ечтала... Зато была такая удивительная возм ож ность — заново, ни в чем себе не отказы вая, прожить жизнь в дочери, и эту новую жизнь сделать, какой м ечталось...» Едва ли было бы справедливым списы вать все на войну. Родителей С ули на, на прим ер, она не коснулась, а результат еще плачевней: своего сына они превратили в безвольное ам ебообразное сущ ество, Корни родительской ж ертвенности глуб ж е. Вр яд ли они непосредственно бер ут начало из военных, политических или эко номических катаклизм ов, хотя принцип «детям — больше» всегда исходил из хро нического м атериального недостатка, ко торый многие годы испытывала наш а страна, преодолевая последствия войны, р азр уху. Но это (б уд ем н ад еяться) ушло навсегда в прошлое. Теперь -уже вопрос о «лучшем куске» д ля ¡ребенка не им еет принципиаль ного значения. Но зато все большую остроту приобретает другой вопрос — воп рос о границах родительской любви. Ещ е каких-то два десяти летия назад все обстояло го р аздо прощ е. О сновные ф и зические и духовны е силы родителей ухо дили на удовлетворение насущных потреб ностей. О деть, обуть, накормить своих детей. Тем более, если сами родители честно тр уд ятся, ведут приличный (непью щий, негу-лящий) образ жизни — это уже почти гарантия что и дети их будут такими ж е честными и порядочными лю дьми,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2