Сибирские огни № 04 - 1979
и проверяется новая сего дн яш н яя нравст венность. Взаим оотнош ения лю дей — тож е бы т. Мы находим ся в запутанной и слож ной стр уктур е быта, на скрещ ении м нож е ства связей , взгляд о в, д р уж б , знаком ств, неприязней, психологий, идео ло гий... Быт — война, не знающ ая перемирий». Иначе говоря, не о тдельны е, пусть даж е самы е яркие душ евны е порывы, эм оцио нальны е всплески всесторонне раскрываю т хар актер человека, а развитие и изменение его во времени и движ ении, в условиях са мы х разнообразны х. Прекрасным прим е р ом постиж ения личности чер ез быт м о ж е т служ ить вся р усская классика д евят надцатого века. Р а зум ее тся, тут необходим о учитывать ¡поправку на врем я. А оно нынче бурное, звонко е, бо гато е собы тиям и, большими сверш ениями. Великие стройки стали зна м енем м о ло до сти. Сю д а съ езж ается м о ло д еж ь со всех концов страны , чтобы само утвер ди ться, проверить себя на прочность, до казать свое «м о гу». И все-таки подавля ющ ее число м о ло ды х лю дей им еет далеко не престижны е проф ессии, а тр уд и тся, как С упин, в ко н то р ах, предприятиях и учр еж д ениях совсем не ром антического назна чения. Д а и судьба Эр нста Ш аталова в ре-, альной действительно сти выпадает едини цам из миллионов (и не р,а й бог ком у эти испытания вы падут). С этим надо считать ся всерьез и всер ьез дум ать над тем , как н егер о и ческая ср ед а, будничное дело и по стоянны е, каж до дневны е заботы ф о рм и р у ю т психологию рядо во го со ветско го гр аж данина наших дней, который ничем не вы д е л яе тся , ничего особенного не соверш ает, но б ез ко торо го , по выражению А . П лато нова, «н аро д не полный». С лож но сть и важность бытовых отнош е ний во зросли, а вм есте с тем расширилось и само понятие «м ещ анство», все более расплывчатыми становятся его очертания. С о врем енно е мещ анство перестает быть откровенным носителем вещ ного ф ети ш изм а. По м е р е м атериального насыщения общ ества потребительство становится все бо лее изощ ренным и все более из сф еры материальной перекочевы вает в сф е р у д у ховную . М ещанин новой форм ации уж е не д о во льствуется модными тряпками или д а чей, машиной, квартирой — этим классиче ским тр иединством — символом бы лого м е щ анства. Теперь его интересы устрем лены на духо вны е ценности. Пошла м о да _на м у зеи , антикварные коллекции, интересны х лю дей , ко торы х зазы ваю т в гости, чтобы пообщ аться (по сути тож е один из видов коллекционирования). Кино, книги, театр , м у з ы к а— ¡все, что со зд ает репутацию че ловека образованного, знатока, ц енителя,— все приобретается нынешним м ещ анином . Ем у нужно вы сшее образование (а детям е г о — те м паче!), учены е звания, ти тулы , слава. Такая мода? Не то лько . Ещ е и новая возникш ая ф о рм а потребления, с которой в текущ ей жизни нам приходится сталки в а т ь с я— увы ! — сплошь и р ядом . В повести Ю . Трифонова «П редвари тель ные итоги» есть колоритная ф и гур а некое го Гартвига, репетитора сына главного ге роя. «Он кандидат наук, заним ает хорош ую до лж но сть в научном институте, что-то пи ш ет, где-то преподает — устро ен преотлич но... С легко стью д о стигает он то го , из-за чего др уги е бью тся всю ж изнь, и, добив шись, м ож ет наплевать на свое до стиж е ние». И нтеллектуальность подобного рода мни м ая, и основы вается она на стремлении как мож но сильнее зам аскировать истин ную свою сущ ность. С д р уго й стороны , во зм ож ен мом ент, когда наступит пресыщ ение потреблением (д аж е д ухо вны м !). И что же? Автоматически о том рет мещ анство? Если бы! Вероятнее всего оно б уде т искать какие-то новые ф орм ы . У польского ф антаста С т. Лем а есть по весть «Возвращ ение со зв езд » . П осле мно голетней звездной экспедиции космонавты возвращ аю тся на З ем лю . З десь полное бла годен стви е. Лю ди н е знаю т ни тр ево г, ни забот. Они лишены всех пороков прошлого. С детства им ставят прививки («бетризу- ю т»), уничтож ающ ие в человеке агр есси в ность, а заодно и д р уги е д ур ны е качества. Исчезли войны, ¡распри, ссоры . Но исчезла в лю дях и гарм ония. О стались д о б р о д е тельны е ¡роботы, лиш енные страстей. Унич тож енны е рационалистическим путем лиш ние, казалось бы , в человеке качества о казали сь крайне н еобхо дим ым и в общ ем гармоническом балансе личности. Зачатки то го , что С т. Л ем предсказы вает в д ал еко м б удущ ем , некоторы е со врем ен ные писатели видят уж е сейчас, и они не так уж д алеки о т истины: благополучие, приобретенное без каки х бы то ни было усилий, тож е своего рода «бетризация». Такое благопо лучие как раз и становится в наши дни проблемой. Нынешним д етям почти не приходится дум ать о ср ед ствах к сущ ествованию . У них практически есть все д ля безоблачной ж и з ни, начиная со стер ильны х комплектов пе ленок, разнообразнейш его д етско го пита ния и кончая персональными транзисторами, м агнитофонам и и д аж е автом обилям и. Казалось бы, со зданы все м атериальны е предпосы лки для успеш ного духовного развития. Но — удивительное дело — дети, ни в чем не знающ ие о тказа, взрослею т позж е и, что сам ое страш ное, вырастаю т с недоразвитым чувством ответственности, до лга. Тревога автора этих стро к м ож ет пока заться странной. Ведь именно к наиболее полному удовлетворению материальны х потребностей стр ем ится наш е общ ество, строя комм унизм . Тем не м енее никак нельзя забы вать, что при ком м ун и зм е ма териальны е б л а га— ср ед ство , а не цель, необходим ое условие сущ ествования, а смы сл — в гарм оническом , всестороннем и полном развитии человеческой личности. Как известно, О блом о вы х породила кре постническая систем а, четко деливш ая лю дей на бар и холопов, С ам гины х — разло жение бурж уазно го общ ества в эпоху кризиса капитализма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2