Сибирские огни № 04 - 1979

и проверяется новая сего дн яш н яя нравст­ венность. Взаим оотнош ения лю дей — тож е бы т. Мы находим ся в запутанной и слож ­ ной стр уктур е быта, на скрещ ении м нож е­ ства связей , взгляд о в, д р уж б , знаком ств, неприязней, психологий, идео ло гий... Быт — война, не знающ ая перемирий». Иначе говоря, не о тдельны е, пусть даж е самы е яркие душ евны е порывы, эм оцио­ нальны е всплески всесторонне раскрываю т хар актер человека, а развитие и изменение его во времени и движ ении, в условиях са­ мы х разнообразны х. Прекрасным прим е­ р ом постиж ения личности чер ез быт м о ­ ж е т служ ить вся р усская классика д евят­ надцатого века. Р а зум ее тся, тут необходим о учитывать ¡поправку на врем я. А оно нынче бурное, звонко е, бо гато е собы тиям и, большими сверш ениями. Великие стройки стали зна­ м енем м о ло до сти. Сю д а съ езж ается м о ло ­ д еж ь со всех концов страны , чтобы само­ утвер ди ться, проверить себя на прочность, до казать свое «м о гу». И все-таки подавля­ ющ ее число м о ло ды х лю дей им еет далеко не престижны е проф ессии, а тр уд и тся, как С упин, в ко н то р ах, предприятиях и учр еж ­ д ениях совсем не ром антического назна­ чения. Д а и судьба Эр нста Ш аталова в ре-, альной действительно сти выпадает едини­ цам из миллионов (и не р,а й бог ком у эти испытания вы падут). С этим надо считать­ ся всерьез и всер ьез дум ать над тем , как н егер о и ческая ср ед а, будничное дело и по­ стоянны е, каж до дневны е заботы ф о рм и р у­ ю т психологию рядо во го со ветско го гр аж ­ данина наших дней, который ничем не вы­ д е л яе тся , ничего особенного не соверш ает, но б ез ко торо го , по выражению А . П лато­ нова, «н аро д не полный». С лож но сть и важность бытовых отнош е­ ний во зросли, а вм есте с тем расширилось и само понятие «м ещ анство», все более расплывчатыми становятся его очертания. С о врем енно е мещ анство перестает быть откровенным носителем вещ ного ф ети ­ ш изм а. По м е р е м атериального насыщения общ ества потребительство становится все бо лее изощ ренным и все более из сф еры материальной перекочевы вает в сф е р у д у ­ ховную . М ещанин новой форм ации уж е не д о во льствуется модными тряпками или д а­ чей, машиной, квартирой — этим классиче­ ским тр иединством — символом бы лого м е ­ щ анства. Теперь его интересы устрем лены на духо вны е ценности. Пошла м о да _на м у­ зеи , антикварные коллекции, интересны х лю дей , ко торы х зазы ваю т в гости, чтобы пообщ аться (по сути тож е один из видов коллекционирования). Кино, книги, театр , м у з ы к а— ¡все, что со зд ает репутацию че­ ловека образованного, знатока, ц енителя,— все приобретается нынешним м ещ анином . Ем у нужно вы сшее образование (а детям е г о — те м паче!), учены е звания, ти тулы , слава. Такая мода? Не то лько . Ещ е и новая возникш ая ф о рм а потребления, с которой в текущ ей жизни нам приходится сталки­ в а т ь с я— увы ! — сплошь и р ядом . В повести Ю . Трифонова «П редвари тель­ ные итоги» есть колоритная ф и гур а некое­ го Гартвига, репетитора сына главного ге ­ роя. «Он кандидат наук, заним ает хорош ую до лж но сть в научном институте, что-то пи­ ш ет, где-то преподает — устро ен преотлич­ но... С легко стью д о стигает он то го , из-за чего др уги е бью тся всю ж изнь, и, добив­ шись, м ож ет наплевать на свое до стиж е­ ние». И нтеллектуальность подобного рода мни­ м ая, и основы вается она на стремлении как мож но сильнее зам аскировать истин­ ную свою сущ ность. С д р уго й стороны , во зм ож ен мом ент, когда наступит пресыщ ение потреблением (д аж е д ухо вны м !). И что же? Автоматически о том рет мещ анство? Если бы! Вероятнее всего оно б уде т искать какие-то новые ф орм ы . У польского ф антаста С т. Лем а есть по­ весть «Возвращ ение со зв езд » . П осле мно­ голетней звездной экспедиции космонавты возвращ аю тся на З ем лю . З десь полное бла­ годен стви е. Лю ди н е знаю т ни тр ево г, ни забот. Они лишены всех пороков прошлого. С детства им ставят прививки («бетризу- ю т»), уничтож ающ ие в человеке агр есси в­ ность, а заодно и д р уги е д ур ны е качества. Исчезли войны, ¡распри, ссоры . Но исчезла в лю дях и гарм ония. О стались д о б р о д е ­ тельны е ¡роботы, лиш енные страстей. Унич­ тож енны е рационалистическим путем лиш ­ ние, казалось бы , в человеке качества о казали сь крайне н еобхо дим ым и в общ ем гармоническом балансе личности. Зачатки то го , что С т. Л ем предсказы вает в д ал еко м б удущ ем , некоторы е со врем ен­ ные писатели видят уж е сейчас, и они не так уж д алеки о т истины: благополучие, приобретенное без каки х бы то ни было усилий, тож е своего рода «бетризация». Такое благопо лучие как раз и становится в наши дни проблемой. Нынешним д етям почти не приходится дум ать о ср ед ствах к сущ ествованию . У них практически есть все д ля безоблачной ж и з­ ни, начиная со стер ильны х комплектов пе­ ленок, разнообразнейш его д етско го пита­ ния и кончая персональными транзисторами, м агнитофонам и и д аж е автом обилям и. Казалось бы, со зданы все м атериальны е предпосы лки для успеш ного духовного развития. Но — удивительное дело — дети, ни в чем не знающ ие о тказа, взрослею т позж е и, что сам ое страш ное, вырастаю т с недоразвитым чувством ответственности, до лга. Тревога автора этих стро к м ож ет пока­ заться странной. Ведь именно к наиболее полному удовлетворению материальны х потребностей стр ем ится наш е общ ество, строя комм унизм . Тем не м енее никак нельзя забы вать, что при ком м ун и зм е ма­ териальны е б л а га— ср ед ство , а не цель, необходим ое условие сущ ествования, а смы сл — в гарм оническом , всестороннем и полном развитии человеческой личности. Как известно, О блом о вы х породила кре­ постническая систем а, четко деливш ая лю­ дей на бар и холопов, С ам гины х — разло­ жение бурж уазно го общ ества в эпоху кризиса капитализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2