Сибирские огни № 04 - 1979
Д ико скучно и Тане из повести Н. С ад ур . О т нечего делать бранится она с до бр ей шей завбиблиотекой, своей начальницей, хо тя нет никакой на нее злости. Т а ж е го л ь - цовская ф ан аберия. И ещ е игра, забава ради заполнения душевной пустоты . Тане «нравится играть в чужую жизнь с чужими людьми»/ Но так ж е легко , не задумы ваясь, она из «чужой жизни» и вы ходит. «Какой она себя нарисовала, так и живет»,— весь ма ем ко хар актер и зует ее подруга. И это не то лько о Тане. И все образцо во-показательны е качества Супина, и рес пектабельность, неотразимость, внешняя деловитость Гольцова — тож е роли, кото ры е, в зависимости от обстоятельств, они вынуж дены играть. Гольцов, например, не б ез успеха оправляется с ролью р астущ е го инж енера, командира производства, хотя движ ущ ие силы этого роста, как мы увидим ниж е, леж ат вне сф еры лич ных желаний и возможностей И горя Савво вича. Выбрав удобную ф о рм у бытия, подобная личность засты вает в своем развитии. Не которое врем я она ещ е в состоянии про до лж ать л о инерции движ ение в знакомом пространстве, но первая ж е конфликтная ситуация сбивает с то лку, ставит-в тупик, а лю бое реш ительное действие неж елатель но, как бо лезнь. Супин и рад бы поменять р аб о ту, но «всякие перемены несут новые хлопоты , новые волнения». Володька Ш а галов из повести Б. Жиганова «Расплата» слом ался при первом ж е испытании на прочность. И горь Саввович выбит из колеи пустяковой д ля его вы сокого положения «гаражной историей». «Ты давно живешь так, словно не просы паеш ься,— говорит м уж у С ветлана Гольцо ва.— П рости, но ты похож на автомат, за программированный д л я самы х элем ен тар ных действий — сон, работа, ед а...» Что-то похож ее, каж ется, втолковывала патологически ленивом у О блом ову Ольга Ильинская. Н етрудно зам етить, что мы имеем вари анты топа д ал еко не нового, как не ново и явление, им олиц етворяем о е. Более полутора веков назад русской ли тератур ой была откры та обширная галерея д ухо вны х н ед оро слей, «лишних лю дей». Явление, впервые обозначенное в романе Пуш кина «Евгений О негин», у Гончарова в о б р азе Ильи Ильича Обломова приобрета ет родо вы е черты национального типа, ко торы й, по сло вам Добро лю бова, «с течени ем времени по м ер е сознательного разви ти я общ ества... м енял свои форм ы , становился в различные отношения к ж и з ни, получая новое значение». И критик со верш енно справедливо отм ечает, что от это го типа «не м ог избавиться ни один серьезны й худож ник». О негин, Печорин, Рудин, О блом ов, С ам - ги н ... Что ж е роднит этих классических ге роев с соврем енными Гольцовыми, С ули- ными, Ш агаловыми? П устота и мелочность, бесц ельно сть и неумение жить по большо м у счету. «О бщ ее у всех этих лю дей то, что в ж и з ни нет им д е л а , ко торое бы д ля них было жизненной н еобходим остью , сердечной святыней, религией, ко торое бы органиче ски ср о сло сь с ними, так что отнять его у «их значило бы лишить их жизни». Так оп ределил суть «лишних лю дей» Д обро лю бов. Вр ем ен а м еняю тся. На см ену обветш а лым общ ественно-политическим устоям пришли новые, и в новых социальны х ус ловиях ф о рм и р уется качественно новый тип граж данина, граж данина коммунисти ческого общ ества. Но то гда правомерно ли извлекать сейчас на свет тако е архаическое явление? Не противоречит ли это правде нашей жизни? М ож ет бы ть, нужно просто отказаться от геро ев, подобны х, скаж ем , Во ло дьке Ш агало ву из «Расплаты» на том (в р о д е бы очень веском ) основании, что в конечном счете не они определяю т лицо поколения, не их почитают подлинными героям и времени? Несом ненно, герои в изначально высоком понимании это го слова несли и несут ог ромный эмоционально-воспитательный за р я д , и мировая литератур а всегда почита ла за честь вывести на своих страницах по- н астоящ ем у положительный идеал. Но почему все-таки ни один серьезный худож ник не см о г обойти молчанием «лиш них людей»? Д а преж де всего по той про стой причине, что литератур а воспитывает не только на д о б р о д е те л я х. Конечно, если сравнить, наприм ер, одно го из героев В. Ам ли н ско го Эр нста Ш аталова с его сверстником из повести «Расплата», И горем Гольцовым и С ули ны м , ко торы е, кстати, значительно старш е и ум удр енней Эрнста, то нетрудно убед и ться, что м оральная цен ность по следнего неизм еримо выше. Эр нст Ш аталов — настоящий об р азец м уж ества, духовной зр ело сти и стойкости. Молодой человек, навсегда прикованный к постели, он сум ел стать выше сво его , н е д уга. Он не преодолел болезнь физически, но победил ее д ухо вно . П рео до лев себ я, он понял истинную красо ту и ценность жизни. Все так. Но не б удем забы вать, что и у с ловия проявления хар актер о в сравнивае мы х образов различны . В ед ь, как известно, чрезвычайные обсто ятельства даю т челове ку возможность р аскры ться ср азу и до конца. П редельно е обнаж ение человече ской души в подобны х пограничных психо логических ситуациях значительно упр ощ а ет задачу худож ника. Испытания бы том , благополучием не столь эф ф ек тн ы , однако не м енее тяж ки и едва ли м енее эф ф екти в ны по конечному результату. Вспомним , какую паническую р астер ян ность перед лицом м ещ анской стихии ис пытывала бывшая лихая кавалеристка О льга Зотова из р ассказа А л е к се я Толстого «Га дю ка». «Не нужно говорить о нем (бы те.— А. Г.) презрительно ,— справедливо зам е тил Ю . Трифонов,— как о низменной сто роне человеческой жизни, недостойной литературы . -Ведь быт — это обыкновенна я жизнь, испытание ж изнью , гд е проявляется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2