Сибирские огни № 04 - 1979

ческим рацеям . Но не пережив внутренне этих тончайших проблем, ф илософ у не р е ­ шить и проблем гуманной общественной организации. О Толстом было написано не без дипло­ матических целей. Как известно, Толстой в годы участия в «Современнике» занимал консервативную политическую позицию и расходился с разночинным крылом ж урна­ ла. В то ж е время он сразу завоевал писа­ тельский авторитет. О тношения его с ре­ дакцией складывались не просто. Черны­ шевский в письме к Некрасову признавался, что писал о Толстом с расчетом «понра­ виться ем у, не слишком нарушая в то же время истину». И действительно, истина не была нарушена. Своим объективным со дер­ жанием статья сообщала демократической критике чуткость к разносторонности реа­ листического искусства точно так же, как статьи по экономике сообщали демократи­ ческому сознанию чуткость к разнообра­ зию народного общежития. В процессе своего развития критика Чер­ нышевского обогащалась идеями и приема­ ми, накапливала опыт слияния теории и ф актов. Если раньше правдивость произведения оценивалась априорно — фальшивит О ст­ ровский и точка, то в разговоре о «Губерн­ ских очерках» Щ едрина критик глубоко вникает в поведение героев, в причины и обстановку действия. Мнение оснащается доказательством . Разбор произведений Щ едрина наиболее полно отражает антропологическое миро­ воззрение автора, его понятие об устройст­ ве действительности. «Действительность» — это, во-первых, личность с присущей ей «человеческой природой». Во-вторых, со­ циальная среда как внешнее условие инди­ видуальной жизни. Характер среды и усло­ вий образуется нравами народа и стоящими над ним форм ами права и управления. Че­ ловек по натуре не так уж плох, говорит публицист. Причины плохих нравов надо искать в условиях. И змените условия, дайте проявиться здоровым началам человече­ ской натуры, и народные обычаи разовьют­ ся, избавятся от пошлого, низкого, вред­ ного. Критик упорно доводит эту мысль до па­ радокса, вновь и вновь снимая с ушлых героев Щ едрина вину за злоупотребления и возлагая ее на обычаи и обстоятельства. Приговор адресован не личности, а исклю ­ чительно положению вещей. Повлиять на положение — значи! изменить причинные связи событий. Эти настойчивые, долгие доводы непо­ нятны без конкретного исторического ком ­ ментария. Общ ество было поглощено ре­ формой учреждений. Крепостничество бы­ ло неудовлетворительно равно с точки зрения гуманных идеалов «человеческой природы» и с точки зрения реальных инте­ ресов эпохи. Стала очевидной неизбеж ­ ность перемен. Вопрос только в том , ка­ кими им быть. Критика превратилась в по­ литику. Торопя соотечественников, Чернышев­ ский отчетливо сознавал ответственность своего поколения за настоящее и будущ ее родины: «Теперь судьба нашего народа на много веков еще в наших р уках... Нужно нам приготовиться к том у, чтобы сознатель­ но встретить события и управлять их ходом». Чернышевский вынашивал планы обшир­ ных социальных исследований. Он утверж ­ дался в авангарде разночинной интеллиген­ ции. Ж андарм ский арест и ссылка оторвали его от новой действительности. Русская общественная мысль неоднократ­ но обращалась к наследию Чернышевского в самые напряженные моменты. И тогда у него являлись, как и при жизни, противни­ ки, жаждавшие ниспровержения. А такж е — подражатели, которые хватались за теоре­ тическую букву. Но для честной, мы сля­ щей России, для ее демократического со з­ нания духовное наследие Чернышевского, включая его литературную критику, остава­ лось и останется источником животворного опыта. Чтобы усвоить итоги прошлого — а каж­ дое поколение читает историю свежими глазами,— желательно почаще вспоминать слова Чернышевского, сказанные им об о д­ ном из. своих великих предшественников, о Лессинге: «Не добытый результат важен: все добытые человечеством результаты во всех областях жизни и мы сли, как бы ни ка­ зались они блестящи по сравнению с про­ шедшим, все ещ е Ничтожны сравнительно с тем , что должно быть приобретено мыслью и трудом , для обеспечения мате­ риальной жизни, для прояснения знаний и понятий. Важнее всех добы ты х результа­ то в— стремление к приобретению новых, »лучших, важнее всего пытливость мысли, деятельность сил».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2