Сибирские огни № 04 - 1979
ческим рацеям . Но не пережив внутренне этих тончайших проблем, ф илософ у не р е шить и проблем гуманной общественной организации. О Толстом было написано не без дипло матических целей. Как известно, Толстой в годы участия в «Современнике» занимал консервативную политическую позицию и расходился с разночинным крылом ж урна ла. В то ж е время он сразу завоевал писа тельский авторитет. О тношения его с ре дакцией складывались не просто. Черны шевский в письме к Некрасову признавался, что писал о Толстом с расчетом «понра виться ем у, не слишком нарушая в то же время истину». И действительно, истина не была нарушена. Своим объективным со дер жанием статья сообщала демократической критике чуткость к разносторонности реа листического искусства точно так же, как статьи по экономике сообщали демократи ческому сознанию чуткость к разнообра зию народного общежития. В процессе своего развития критика Чер нышевского обогащалась идеями и приема ми, накапливала опыт слияния теории и ф актов. Если раньше правдивость произведения оценивалась априорно — фальшивит О ст ровский и точка, то в разговоре о «Губерн ских очерках» Щ едрина критик глубоко вникает в поведение героев, в причины и обстановку действия. Мнение оснащается доказательством . Разбор произведений Щ едрина наиболее полно отражает антропологическое миро воззрение автора, его понятие об устройст ве действительности. «Действительность» — это, во-первых, личность с присущей ей «человеческой природой». Во-вторых, со циальная среда как внешнее условие инди видуальной жизни. Характер среды и усло вий образуется нравами народа и стоящими над ним форм ами права и управления. Че ловек по натуре не так уж плох, говорит публицист. Причины плохих нравов надо искать в условиях. И змените условия, дайте проявиться здоровым началам человече ской натуры, и народные обычаи разовьют ся, избавятся от пошлого, низкого, вред ного. Критик упорно доводит эту мысль до па радокса, вновь и вновь снимая с ушлых героев Щ едрина вину за злоупотребления и возлагая ее на обычаи и обстоятельства. Приговор адресован не личности, а исклю чительно положению вещей. Повлиять на положение — значи! изменить причинные связи событий. Эти настойчивые, долгие доводы непо нятны без конкретного исторического ком ментария. Общ ество было поглощено ре формой учреждений. Крепостничество бы ло неудовлетворительно равно с точки зрения гуманных идеалов «человеческой природы» и с точки зрения реальных инте ресов эпохи. Стала очевидной неизбеж ность перемен. Вопрос только в том , ка кими им быть. Критика превратилась в по литику. Торопя соотечественников, Чернышев ский отчетливо сознавал ответственность своего поколения за настоящее и будущ ее родины: «Теперь судьба нашего народа на много веков еще в наших р уках... Нужно нам приготовиться к том у, чтобы сознатель но встретить события и управлять их ходом». Чернышевский вынашивал планы обшир ных социальных исследований. Он утверж дался в авангарде разночинной интеллиген ции. Ж андарм ский арест и ссылка оторвали его от новой действительности. Русская общественная мысль неоднократ но обращалась к наследию Чернышевского в самые напряженные моменты. И тогда у него являлись, как и при жизни, противни ки, жаждавшие ниспровержения. А такж е — подражатели, которые хватались за теоре тическую букву. Но для честной, мы сля щей России, для ее демократического со з нания духовное наследие Чернышевского, включая его литературную критику, остава лось и останется источником животворного опыта. Чтобы усвоить итоги прошлого — а каж дое поколение читает историю свежими глазами,— желательно почаще вспоминать слова Чернышевского, сказанные им об о д ном из. своих великих предшественников, о Лессинге: «Не добытый результат важен: все добытые человечеством результаты во всех областях жизни и мы сли, как бы ни ка зались они блестящи по сравнению с про шедшим, все ещ е Ничтожны сравнительно с тем , что должно быть приобретено мыслью и трудом , для обеспечения мате риальной жизни, для прояснения знаний и понятий. Важнее всех добы ты х результа то в— стремление к приобретению новых, »лучших, важнее всего пытливость мысли, деятельность сил».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2