Сибирские огни № 04 - 1979
социальный идеал и его осуществление? Вопрос этот специальный, однако без него не поймешь толком критических статей о Писем ском , Успенском , Щ едрине. В социологии Чернышевский шаг за ша гом разрабатывает идею социальной систе мы , основанной на разнообразии форм об щежития и хозяйства. В размышлениях о том , как совместить прихотливость личных интересов с потребностью общего блага, он уходит от односторонности, от «пана ц е й »— будь то частная собственность или бюрократическая регламентация. Вся его энергия идет на разработку такой програм мы р еф орм , которая дала бы оптимальное сочетание государственной собственности с общинным владением и собственностью ин дивидуальной, которая обеспечила бы спра ведливость и личное достоинство в от ношениях граждан, привела к слиянию гу манности с общенародным благосостоя нием. \ Социальная диалектика слышна в статье «Экономическая деятельность и законода тельство»: «В теории критика односторон ностей так легка, что не бывает даже надобности спорить с противником об ос нованиях его системы ... Некоторые предполагаю т для го сударст ва цель более высокую , нежели потребно сти отдельны х лиц,— именно осущ ествле ние отвлеченных идей справедливости, правды и т. п. Нет сомнения, что из такого принципа очень легко выводить для госу д арства права более обширные, нежели из другой теории, которая говорит только о пользе частных лиц; но вообще мы д ер жим ся последней и выше человеческой личности не принимаем на земном шаре ничего». Нет нужды напоминать, что при этом Чернышевский ориентируется в будущ ем именно на личность, на просвещенного гражданина, способного в идеале поднять ся до разумного эгоизма. Реформ атор по д уху, он далек от оболь щения быстротой одномоментны х преобра зований, трезво сознает природу общ ест венных д ел : «...личный интерес есть двигатель улучшений», «цели надобно д о стигать постепенно и при том преимущ ест венно объяснениями поселянам выгод об щинного владения и наглядными примера ми по соседству», «доброе согласие со стороны человека, судьбу которого надоб но улучшить, мы считаем необходимым ус ловием для того, чтобы судьба его дейст вительно улучшалась». Чернышевского ведет за собой не м ета физическая идея сама по себе, не «мечта» а забота о реализации идей в обществе. Поскольку его критика печаталась парал лельно с другими выступлениями «Совре менника», то и воспринималась она в кон те ксте данного журнала и всей ж урнали стики. Литературная и экономическая публицистика Чернышевского шли рука об р уку, дополняя д р уг друга. Например, в статье о тр удах Гаустгаузена завершающим аккордом звучит знакомая мы сль: ожидаемые изменения «должны произойти так, чтобы наши поселяне... бы ли... предоставлены собственному рассудку в устройстве своих домашних дел». А в статье «Не начало ли перемены?» критик сообщает, что в литературе начина ет меняться отношение к народу, и нахо дит, вслед за Н. Успенским, что народ «для улучшения нуждается только в собствен ном желании изменить свою судьбу». В критике Чернышевского накануне кре стьянской реформы господствует злоба дня, преобладаю т мотивы политической ми нуты. Нередко он препарирует худож ест венный ф акт с дотошностью юриста и эко номиста, дорисовывает беллетристику во ображаемыми картинами. До Чернышевского в русской критике не было случая, чтобы поэтичная повесть о любви была истолкована в чисто социаль ном д ухе. Автора статьи «Русский человек на гепйея-уоиз» не раз упрекали за то, что он отринул лирический сюж ет и навязал ему дидактический смысл. Чернышевский, действительно, идет здесь не к тексту, а от текста — к собственной идейной задаче: об рисовать «лишнего человека» и разбудить его, толкнуть к действию . Финал статьи на поминает открытое письмо, крик, призыв. За этой статье й— вся история сложных от ношений Чернышевского с писателями-ли- бералами. Но вот мы берем в руки отзыв о Льве Толстом и не узнаем автора: «Мы любим не меньше кого д руго го , чтобы в повестях изображалась общественная жизнь; но ведь надобно же понимать, что не всякая поэти ческая идея Допускает внесение общ ест венных вопросов в произведение: не долж но забывать, что первый закон худож ест венности — единство произведения...» Чернышевский хвали* писателя за анализ «психического процесса», за постижение «диалектики души» и «законов человече ского действия», за «знание человеческо го сердца», «чистоту нравственного чув ства» и свет «высокой нравственной идеи». И это после того, как недавно были возве дены в образец обличительные «физиоло гии» сословных злоупотреблений и народ ных невзгод. Статья о Толстом словно уравновешива ет утилитарность эстетического подхода. В своей диссертации и в работе о Лессин ге критик теоретически признавал предме том искусства умственную и нравственную деятельность. Теперь вышел случай на де ле объяснить и признать: круг этой д ея тельности чрезвычайно широк и не исчер пывается юридическими отправлениями. Внутренний мир человека, самосознание личности, диалектика души — все это пол ноправно входит в творческие интересы ху- дожника-реа листа. По своему умонастроению Чернышев ский принадлежал к той линии философии, которая посвятила себя познанию рацио нальных начал жизни и самозабвенному «проектированию» форм общественности. В разборе Толстого критик-рационалист выделяет в литературе самостоятельный пласт анализа — гуманистические проблемы индивидуального существования. Эти проб лемы меньше всего поддаю тся социологи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2