Сибирские огни № 04 - 1979
ее идеи и м етоды закалялись в этом жар ком горниле. Некоторые читатели склонны видеть в Чернышевском непримиримого ригорис та, причем ригоризм приравнивается к ре волюционности. М еж ду тем , мы сегодня ясно сознаем : революционный дем окра тизм Чернышевского и самый дух его д ея тельности глубоко отличен от ультралевац- кого политиканства типа «нечаевщины». Революционность Чернышевского — это стремление и умение во всяком деле ста вить превыше всего реальные интересы трудового народа. Не самоутверждаться по поводу горячих вопросов дня, а искать от вета в самой истории. Чернышевскому чужд синдром властолюбия. Он укрепил в рус ском демократическом сознании принцип соответствия целей и средств. Уж е нахо дясь в Сибири, он пишет: «Характер средств долж ен быть таков ж е, как и харак тер цели, только тогда средства могут вес ти к цели. Д урны е средства годятся только для дурной цели, а для хорошей годятся только хорошие». За спокойной рассудительностью этих строк стоит здравая способность даже в горчайшие минуты ощущ ать, где пролегает черта м еж ду подлинной и мнимой револю ционностью , м еж д у самоотверженной за ботой о народном благе и анархическим либо реакционным доктринерством. «Действительность выше мечты». Черны шевский принадлежал своему веку, разде лял его увлечения и понятия. Рационализм и позитивизм ученого, воспитанного на Ф ей ер б ахе и М илле, сопрягается у Черны шевского не только с колоссальной эруди цией, но и с живым чутьем действитель ности, ее «натуральных» зависимостей. И в публицистических, и в критических его статьях убежденность счастливо сосед ствует с неодносторонн эстью. Она сродни по д уху уникальной художнической неодно- сторонности Гоголя, хотя Чернышевскому пришлось защищ ать автора «Мертвых душ» как раз от упреков в односторонности. Позднее подобные упреки не однажды до ставались на долю и самого защитника. При этом обычно смешивали односторон ность с четкой, активной политической по зицией. Позиция Чернышевского общеизвестна: освободить крестьян с зем лей. Но роль исторического лица определяется не тем, какую тенденцию он сам над собой про возглаш ает, а тем , как он проводит ее в реальной жизни. Вчитываемся ещ е раз в литературно критические страницы Чернышевского. В «Очерках» он не только разборчиво оце нивает разны х, непохожих литераторов, но и собирает по крупице золото обществен ной мы сли; не только воспроизводит и су дит литературную действительность, но и объясняет ее. Несогласный с Полевым, автор «Очер ков» уважительно воздает ему за честность и искренность. Под пером автора суета Ба рона Брамбеуса оборачивается не злой ка рикатурой, но сожалением о растрате не дюжинного таланта О . Сенковского. Едва ли не первым в русской публицистике Чернышевский пробует позаимствовать на время позицию оппонента, войти в его субъективную , «действительность», чтобы затем изнутри обнаружить ее недостовер ность, неполноту. Он выбирает путь, минуя крайности за пальчивого западничества и рьяного славя нофильства. Поборник народных интересов, Чернышевский и к народолюбцам-славяно- филам обращается сперва со спокойным резоном : «Очень много замечательного и прекрасного нашли мы в первой книге «Русской беседы »... Надобно желать толь ко, чтобы те люди, которые в славянофиль ской партии должны считаться истинными представителями просвещенных и достой ных сочувствия идей, были осторожны в выборе сподвижников и не принимали с распростертыми объятиями каждого, кто вопиет о русской народности и вредонос ности западной цивилизации. Пусть только они помнят, что прежде всего писатель должен быть человеком просвещенным и разумным и что никакие, ни ультраславя- нофильские ни ультразападнические мне ния не могут вознаграждать в писателе отсутствие этих качеств». Чернышевскому были симпатичны уст ремления тех славянофилов, которые ис кренно тревожились об улучшении народ ной жизни и о познании ее самобытных основ, выступали против крепостного пра ва, самодержавного произвола, застоя, кос ности. Общие философические идеи он проверяет на оселке коренных проблем со временности. Поэтому ему близок конкрет ный интерес к русской общине как живой форм е национального жизнеустройства. Живо реагирует Чернышевский на иска ния чужой «партии», покуда чувствует в ней одушевление невыдуманными проблемами и ж ажду истины. Как только славянофиль ство впадает в ортодоксию , в консерва ти з м — он выступает против. Его полемика с газетой «День» в 1861 го д у пронизана убийственной иронией: «Но, быть мож ет, не примет газета «День» за недостаток патриотизма в нас, если мы от важимся заметить ей, что и патриотизм должен не быть необузданным чувством, попирающим всякие расчеты политическо-г го благоразумия и забывающим даж е о са мых пользах родины». Роль этой полемики в становлении рус ского демократического сознания станет ещ е нагляднее, если мы сравним пафос автора статьи «Народная бестолковость» с пафосом «почвенника» Ф едо р а Д остоев ского: «Мы рады товарищ еству: но ведь товарищем вы не будете. Вы все-таки бу дете нас учить; см еяться над нашими ошиб ками; не признавать наших м ук и страда ний; осуждать их со всею жестокостью ис ступленного идеализма и... .и...» «Чутья действительности нет. И деализм одур яет, увлекает и — мертвит, и вы сами ясно не понимаете то, пониманием чего хвалитесь перед нами». Чутье к исторической и литературной действительности — сильнейшая сторона всей публицистики Чернышевского. Принят то называть его утопистом. Как мыслил он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2