Сибирские огни № 04 - 1979
ках гоголевского периода русской литера туры » посвятил ем у проницательные, испол ненные уважения, страницы. «Понятие о действительности совершен но новое»,— говорил Белинский в 1847 го ду. Традиции Белинского и натуральной школы сказались в творчестзе Чернышев ского сразу ж е, как только он заявил о се бе во всеуслышание со страниц «Совре менника». Здесь он напечатал анонимно «Авторецензию » на свою диссертацию , которая фактически развивала эстетику на туральной школы, эстетику «физиологиче ского» очерка нравов. Его отзывы о сочи нениях М . Авдеева, Евг. Тур и пьесе Н. О ст ровского «Бедность не порок» вызвали бурную полемику в ж урналистике. Ранние критические статьи Чернышевско го написаны по одном у принципу. Сперва он представляет читателям ту или иную беллетристическую новинку, дает пересказ .содерж ания. Постепенно нарастает ирони ческая интонация. Главная задача — дока зать несоответствие м еж д у писательской оценкой персонажей и их действительной сущ ностью . Вновь и вновь автор «Совре менника» находит причину неудачи в лож ной идеализации быта — в данном случае помещичьего и старокупеческого. Наибо лее красноречиво критик высказался в от зыве об О стро вском : «Нельзя впадать в приторное прикрашивание того, что не мо ж ет и не должно быть прикрашиваемо». Идиллии, апоф ео зу противопоставлена прав да, то есть точное изображение действи тельности: «...в правде сила таланта, оши бочное направление губит самый сильный талант. Ложные по основной мысли произ ведения бывают слабы даж е и в чисто ху дож ественном отношении...» Казалось бы, все предельно ясно. Разве ян идеал добродетели, явленный в образе Любима Торцова: показано, что пьеса ли шена художественной целостности, ибо в ней ненатурально вы глядят народные пес ни и обычаи; откры та неуместность проло га и развязки... Но... все-таки О стровский — не Евг. Тур и не М . А вдеев, а классик русской драм а тургии. И пьеса его до селе идет на сцене и, как ни странно, живет в новейшей совре м енности... Как известно, отношения писателя и кри тика 'своеобразны. Критик, бывает, выносит приговор, который со временем тускнеет. Примеров сколько угодно. Белинский не заметил Тютчева. Писарев назвал Щ едрина действительным статским сатириком, а его разящ ую сатиру — цветами невинного юмо ра. Так, м ож ет, и Чернышевский поддался субъективному пристрастию? Вникнем в суть тогдашней ситуации. О т рицательная оценка, как свидетельствует В. Е. Евгеньев-Максимов, «била не только по автору комедии, но и по «молодой ре дакции «Москвитянина», в частности по Аполлону Григорьеву...» Итак, на статье сказалось полемическое увлечение. Оно бы и ладно, дискуссия — «вечный двигатель» общ ественного мнения, искренность же Чернышевского вне сомне ний. Но занимательно для нас ныне то, что применен к О стровском у не вкусовой, а объективный критерий — «в правде сила». Вы ходит наруж у, что «правда» не так лег-; ко определяется и не всеми одинаково признается, хотя все читают один текст, смотрят на одну сцену и пребывают в о д ной действительности. Ведь тот же А . Гри горьев увидел в комедии «правду новую», правду положительного идеала, столь не достающую ,' по его мнению , обличителям из натуральной школы. С другой стороны, сам Чернышевский выговаривает драм атургу не только за «фальш ь», «неправду», за несоответствие образа жизненному объекту, но и за «оши бочное направление», за «ложность основ ной мы сли». То есть за позицию, за выбор исходного отношения к действительности, за понятия. С ледовательно, критик, требующий прав доподобия, адекватности, натуральности, вместе с тем не мож ет ограничиться про стым сравнением реальности с худож ест венностью . Хотя цель рецензента — по за мы слу — и состоит в том , чтобы указать на совпадение или несовпадение картины с первоисточником; в критический приговор неизбежно включается идеологический эле мент. Связь идеи и образа с действитель ностью вы зревает по внутренним законам художественной деятельности (вот где вспо минается Гегель) и, увы, не поддается про стой эмпирической проверке. При попытке такой проверки в ход незамедлительно идут убеждения, понятия самого критика. Но в таком случае откуда известно, что критик знает жизнь лучше, объективнее писателя? Нужны веские доказательства, целая система понятий и приемов, чтобы воспроизвести, объяснить и «приговорить» ТРУД художника, навести мосты м еж ду про изведением , эстетическими запросами и ре альностью . Все не просто. В статье о поэзии Н. Щ ербины Черны шевский пишет: «Поэзия требует воплоще ния идеи в. событии, картине, нравственной ситуации, каком бы то ни было ф акте пси хической или общественной, материальной и нравственной жизни». Оставим в стороне вопрос о природе психических и нравственных фактов. З аду м аем ся о др угом . Ведь писатель предста вил действительность не в бесконечном разм ахе, а в единичном ф акте, хотя и пре тендующ ем на обобщ ение. Что способен критик противопоставить художнику в ка честве «действительности»? В какой ф орм е она дана ему самому? Очевидно, речь мо жет идти либо о ф акте социологическом, либо о житейском «так бывает», либо о мировоззрении в целом. Словом , апелля ция к действительности, к жизни отнюдь не упрощ ает критику его собственных забот. Чернышевский это понимал. Исследователи Чернышевского неодно кратно указывали на рост его взглядов. Наиболее общую линию этого развития определил В. И. Ленин: от просветительст ва к крестьянском у дем о кратизм у. Изуче ние трудов Чернышевского убеж дает: с каждым днем он раздвигал круг своего миросозерцания, дополнял прежние выво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2