Сибирские огни № 04 - 1979
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Александр Панков «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВЫШЕ МЕЧТЫ» (Заметки о литературной критике Н. Г. Чернышевского) П убликуя в ж урнале «Современник» р е цензию на сочинения В. Ж уковского, Ни колай Гаврилович Чернышевский начал ее та к: «Худож ественно е и историческое зна чение поэтических произведений Ж уков ского давно определено с достаточной точностью ». С его дн я то же самое можно с полным правом сказать о сочинениях самого Чер нышевского. Выдающ ийся революционер и обществен ный д еятель, разносторонний ученый и ли тератор, самобытный публицист и критик — таким предстает Н. Чернышевский перед соврем енным советским читателем. Он был, писал В. И. Ленин, «революционным дем о кратом , он ум ел влиять на все политиче ские события его эпохи в революционном д у х е , проводя — через препоны и рогатки ц ензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за сверж ение всех ста ры х властей». Творчеству Чернышевского, его литера турном у наследию посвящены разнообраз ные работы . С течением времени становит ся видна такая закономерность: новых исследователей все меньше удовлетворяю т пересказ и систем атизация материала. За дачи анализа становятся более сложными, но и более увлекательными: рассматривать произведения в широком контексте исто рии и культуры , понять взгляды автора в развитии. Хрестом атийные страницы вос принимаются не как свод готовых истин, но как духовный опыт, отразивший и характер политической ситуации, и ход общественной мы сли, и миросозерцание живой личности... «Н еобходимо,— писал недавно журнал «Вопросы литературы », открывая дискуссию «Н аследие революционных демократов и соврем енность»,— раскрыть такж е своеоб разие и оригинальность эстетических кон цепций Белинского и Герцена, Чернышев ского и Добролю бова, Писарева и Щ едри на, их истоки, их эволюцию , то, что в них живо сего дн я, и то, что уж е принадлежит истории». У нас нет места обсуждать м етодологиче ские вопросы, неизбежные при серьезном подходе к прошлому духовной культуры . Заметим то лько : перечитывая давние стро ки, важно различать в них общ ее (абстракт ное, логическое) содерж ание, с одной стороны , и конкретно-исторический, жизнен ный, ситуативный смысл, с другой. Это нуж но не только для понимания произведе ний, но и для доказательства их реальной значимости в тех случаях, когда мы сталки ваемся с вульгарным , рутинным либо ни гилистическим отношением к ним. Всякий выдающийся мы слитель имеет многочисленных противников и при жизни, и после. Известно, сколь острой была в на чале XX века идейная борьба вокруг д ем о кратических традиций в России. Известны такж е и взгляды бурж уазны х «специали стов», строящих концепции русской куль туры в уго д у своим идеологическим и про пагандистским целям . Например, в книге англичанина Р. Хеэра «Пионеры русской об щественной мысли» говорится, что Ч ерны шевский «мало интересовался типично русским », что его идеал представлял со бой унылую и банальную картину «социа листического благоденствия» и т. п. Чтобы прийти к таким выводам , нужно заведомо отказаться от целостного, исторического взгляда на сделанное Чернышевским. Нелишне было бы напомнить в этой свят зи господину Х еэр у слова самого Николая Гавриловича: «Политические теории, да и всякие вообще ф ило соф ски е учения со зд а вались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которо му принадлежали...» Общ ественная и литературная судьба Чернышевского стремительна. П роф ессио нальную журналистскую работу он начал в 1853 го ду, переехав в П етербург и завязав отношения с «Отечественными записками» и «Соврем енником ». В 1855 г. Чернышев ский уж е активно участвует в «Соврем ен нике», становится идейным вдохновителем ж урнала (несмотря на недовольство дво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2