Сибирские огни № 04 - 1979
Юный, богато одаренный, но ещ е робкий ученик Петербургской Академии худож еств. Прославленный, уверенный в себе акаде мик. Ушедший от докучливого признания, озаренный новым пониманием своей роли м астер... Все это — Рокотов. Но какой он разный! В его искусстве постепенно м еняет ся все. Не только внешние признаки — ф о р мат и размеры холстов, расположение ф и гур, колорит и характер м азка. За измене ниями техники и живописного почерка стоит неустанная работа души, поиск бес покойного ума. И сследователи не случайно связываю т «московскую» манеру Рокотова с влияни ем на него передовой интеллигенции, кото рая группировалась вокруг великого рус ского просветителя Николая Ивановича Но- ' викова — личности необыкновенно яркой, многогранной и смелой. Дворянское свобо домыслие этого кружка не поднималось до радищ евской революционности, но и оно звало к человечности, восставало против несправедливости, жестокости, неравенст ва лю дей. Не оттого ли главным в портре тах Рокотова становится духовная красота, богатство и благородство внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств? Эти качества художник находит в ср ед е просвещенных дворян, особенно в женщинах. В их взорах, улыбках, грации тонких ф игур брезж ат не только доброта и м ягкость. В них порой угадываю тся боль шая внутренняя сила, стойкость, сознание человеческого достоинства. И пусть они во многом зыбки, эти черты, как нечетки и противоречивы идеалы Новикова. Но в них — надежда, мечта о прекрасных людях будущ его. Не гак уж далеко врем я, когда такие же хрупкие дворянки станут декаб ристками. Художник м енялся. Но мы не знаем , к чему он пришел в конце жизни. О т ее по следнего десятилетия до нас не дошло ни одного полотна. О стается лишь гадать, по чему портретист, всю жизнь словно искав ший женский идеал, славивший обаяние женственности, остался одиноким. Его ста рость согревали только племянники, отстав ные офицеры Иван Большой да Иван Мень шой. Это ещ е одна загадка Рокотова. Но тайны рано или поздно проясняю тся. Продолж ается исследование произведений живописца с привлечением всех средств науки и техники. Продолж аю тся поиски в архивах, в больших и малы х м узеях, в част ных коллекциях. И вполне мож ет оказать ся, что портрет «Пиковой дамы» специали сты признают характерным для последнего периода творчества Рокотова. А мож ет быть, наоборот, обнаружится свидетельст во, что это полотно создал другой худож ник. Так или иначе, любой ответ обогатит наши знания об истории русской живописи, о талантливом произведении, которому реставраторы и искусствоведы отдали так много сил. ' Окончание следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2