Сибирские огни № 04 - 1979

Юный, богато одаренный, но ещ е робкий ученик Петербургской Академии худож еств. Прославленный, уверенный в себе акаде­ мик. Ушедший от докучливого признания, озаренный новым пониманием своей роли м астер... Все это — Рокотов. Но какой он разный! В его искусстве постепенно м еняет­ ся все. Не только внешние признаки — ф о р ­ мат и размеры холстов, расположение ф и­ гур, колорит и характер м азка. За измене­ ниями техники и живописного почерка стоит неустанная работа души, поиск бес­ покойного ума. И сследователи не случайно связываю т «московскую» манеру Рокотова с влияни­ ем на него передовой интеллигенции, кото­ рая группировалась вокруг великого рус­ ского просветителя Николая Ивановича Но- ' викова — личности необыкновенно яркой, многогранной и смелой. Дворянское свобо­ домыслие этого кружка не поднималось до радищ евской революционности, но и оно звало к человечности, восставало против несправедливости, жестокости, неравенст­ ва лю дей. Не оттого ли главным в портре­ тах Рокотова становится духовная красота, богатство и благородство внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств? Эти качества художник находит в ср ед е просвещенных дворян, особенно в женщинах. В их взорах, улыбках, грации тонких ф игур брезж ат не только доброта и м ягкость. В них порой угадываю тся боль­ шая внутренняя сила, стойкость, сознание человеческого достоинства. И пусть они во многом зыбки, эти черты, как нечетки и противоречивы идеалы Новикова. Но в них — надежда, мечта о прекрасных людях будущ его. Не гак уж далеко врем я, когда такие же хрупкие дворянки станут декаб­ ристками. Художник м енялся. Но мы не знаем , к чему он пришел в конце жизни. О т ее по­ следнего десятилетия до нас не дошло ни одного полотна. О стается лишь гадать, по­ чему портретист, всю жизнь словно искав­ ший женский идеал, славивший обаяние женственности, остался одиноким. Его ста­ рость согревали только племянники, отстав­ ные офицеры Иван Большой да Иван Мень­ шой. Это ещ е одна загадка Рокотова. Но тайны рано или поздно проясняю тся. Продолж ается исследование произведений живописца с привлечением всех средств науки и техники. Продолж аю тся поиски в архивах, в больших и малы х м узеях, в част­ ных коллекциях. И вполне мож ет оказать­ ся, что портрет «Пиковой дамы» специали­ сты признают характерным для последнего периода творчества Рокотова. А мож ет быть, наоборот, обнаружится свидетельст­ во, что это полотно создал другой худож ­ ник. Так или иначе, любой ответ обогатит наши знания об истории русской живописи, о талантливом произведении, которому реставраторы и искусствоведы отдали так много сил. ' Окончание следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2