Сибирские огни № 04 - 1979

Руку "многих больших мастеров трудно узнать в их поздних произведениях. У гаса­ ли душ евны е и физические силы, терялось техническое совершенство, изменяло неког­ да могучее вдо хн о вен и е.. Д алеко не все художники до самых последних дней жизни не только не растрачивали, а, наоборот, все время обогащали свое мастерство. Таким был М икельанджело. Он прожил во сем ьдесят девять лет и на склоне жизни, как в юности, продолжал заниматься скульптурой, архитектурой, живописью и поэзией. Тициан ум ер от чумы девяносто­ девятилетним . В последние годы он создал блестящ ие творения, которыми гордятся м узеи Венеции, Ленинграда, М адрида, Вены, Мюнхена. «Распятие Святого Петра» — по­ следн яя картина Рубенса — одна из лучших среди сотен его холстов. Рембрандт, М а­ тисс, Рерих... Сквозь годы , отпущенные им судьбой, они неуклонно шли к вершинам творчества — каждый в соответствии с тем , как понимал свою задачу в искусстве. О днако все ж е больше художников, м а­ стерство которы х им еет не только восход и зенит, но и закат. Вот что писал один ис­ кусствовед о великом живописце, который в во сем ьдесят лет подписал два своих по­ следних полотна: «Руку его узнать нельзя. Он м аж ет кистью , а не пишет, покрывает красками холст, а не исполняет картину... Головы схематичны , рук нет, если искать их форм ы и суставы . М азо к, если ещ е можно говорить о нем, брошен беспорядочно, почти как попало и уж е более не выража­ ет то го , что он долж ен выразить... Все ему отказало — ясность зрения, твердость паль­ цев... Живописец угас в нем на три четвер­ ти...» Д ело не в том , верна ли эта оценка конкретны х полотен: ее оспаривают. Но безжалостный глаз искусствоведа зафикси­ ровал типичную д р ам у угасания яркого та­ ланта. Не переживал ли нечто подобное Ф едо р Степанович Рокотов, ко гда взялся писать именитую старуху? О н, кстати, был старше ее девятью годами. И вправе ли мы требо­ вать от худож ника, чтобы он до конца оста­ вался титаном духд, как Микельанджело или Рембрандт? Д а, в нем теперь силы по­ убавились. Но м астер не сдается — упрямо работает, вклады вая в свое творение все, чем ещ е жива д уш а... Д а и не так уж плох портрет Голицыной, чтобы считать его недостойным кисти Ро- котова. Он проигрывает в сравнении с д р у­ гими, более совершенными произведения­ ми живописца, но остается прекрасным образцом достижений отечественной жи­ вописи на рубеж е восемнадцатого и девят- надцатого веков. Таком у проникновенному психологизм у позавидовали бы и многие м астера более поздних времен. Специалистов см ущ ает ещ е одна деталь. Путем химических анализов, проведенных на многих экспонатах м узеев Москвы, Л е­ нинграда, Ташкента, Ростова-Ярославского и др уги х городов, установлено, что Роко­ тов грунтовал свои холсты с удивительным постоянством . Его грунты всегда цветные, а не серо-белы е, как у многих живописцев. Он предпочитал красновато-коричневую «подкладку» живописи. Это не только тех« ническая, но и худож ественная особен­ ность полотен: тонированный грунт просве­ чивает сквозь тонкий красочный слой и в немалой степени определяет колорит про­ изведения. А на холст портрета Натальи Петровны Голицыной нанесен двухслойный грунт: на нижнем, цвета красной охры, лежит слой светло-серого оттенка. Этим портрет отли­ чается от всех без исключения известных работ живописца. Ещ е один серьезный по­ вод для сомнений... А так ли он серьезен? Почему мы отка­ зываем художнику в праве на эксперимент? Почему навязываем незыблемое постоян­ ство человеку, который так тонко умел по­ казывать изменчивость душ и, движение мы слей и чувств своих героев? Мог же Ро­ котов один раз перед привычно загрунто­ ванным холстом задум аться: а не попробо­ вать ли заменить теплые красноватые тона холодными серыми? И случай был подходя­ щий: еще суровее стала надменная ф рей­ лина, ещ е трагичнее — ее старость. Конечно ж е, Наталья Петровна с ее незаурядным умом понимала, что играет теперь в жизни роль величественную и жалкую одновре­ менно. Пушкин сказал об этом жестко и пронзительно: «Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где си­ дела в углу, разрумяненная и одетая по старинной м о де, как уродливое и необхо­ димое украшение бальной залы ; к ней с низкими поклонами подходили приезжаю ­ щие гости, как по установленному обряду, и потом ею уж е никто не занимался. У се­ бя принимала она весь горо д, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо. Многочисленная челядь ее, разжирев и по­ седев в ее передней и девичьей, делала, что хотела, наперерыв обкрадывая умира­ ющую старуху». Интересно, прочитали Голицыной «Пико­ вую дам у» или не решились на такую д е р ­ зость? С кор ее всего, не посмели, зная, как похожи старая княгиня Наталья Петровна и старая графиня Анна Ф едо товна. Но вернемся к художнику, который д ал е­ ко не дожил до появления пушкинской по­ вести. Нам не известно, сколько произведе­ ний создал Ф е д о р Степанович Рокотов. На первой выставке его работ, состоявшейся через сто пятнадцать лет после его см ер ­ ти, было представлено ш естьдесят полотен. На второй — во сем ьдесят. Примерно сто ль­ ко ж е — на третьей. Многие из них, как и портрет из Дмитровского м узе я, пока не принадлежат, а только приписываются ху­ дожнику. Но если их не брать в расчет, а рассматривать лишь бесспорно рокотовские холсты , то и тогда станет очевидно, что ху­ дожник непрерывно м енялся, развивался, преодолевая собственные приемы, чутко отзываясь на события духовной жизни свое­ го времени. Иначе бы не первооткрывате­ лем , новатором был он, а подраж ателем , и затер ялся бы среди сотен посредствен­ ных подм астерьев, способных только идти вслед за самобытными талантами, прокла­ дывающими новые дороги в искусстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2