Сибирские огни № 04 - 1979

«Ольгова» мягче, спокойнее, одчако и над­ меннее. Похожи или нет все эти портреты? Тр уд­ но было исследователям ответить опреде­ ленно. Пришлось долго сравнивать о тдель­ ные черты лица, его строение. И тогда выяснилось, что изображения Натальи Пет­ ровны Голицыной, даж е ранняя работа Д р уэ, и «Пиковая дама» имею т много общ его: один и тот ж е треугольник волос над лбом; и сам лоб одинаковый — высокий, слегка выпуклый; везде — крупный, прямой, чуть свисающий нос; удлиненный, заостряющ ий­ ся книзу овал лица; похожий разлет широ­ ко расставленных бровей; губы — как на портрете Д р уэ; выражение глаз близко к рослиновокому... Многие специалисты при­ дирчиво сопоставляли фотографии четырех полотен и в один голос заявили: это один человек! Удивительно точным Оказалось первое впечатление Игоря Эммануиловича Граба­ ря. Ведь именно Наталья Петровна Голицы­ на послужила Пушкину прототипом старой графини в п о вести , «Пиковая дама». Об этом вспоминал д р уг поэта Нащокин. О том ж е свидетельствует запись в дневнике Пуш ­ кина, сделанная 7 апреля 1834 года — вско­ ре после того, как повесть напечатал ж ур-. нал «Библиотека для чтения». «Моя Пико­ вая дам а в большой м о де,— писал Пушкин.— Игроки понтируют на тройку, се­ м ер ку и туза. При дворе нашли сходство м еж д у старой графиней и кн. Натальей Петровной и, каж ется, не сердятся...» А ведь могли и рассердиться. «Кавалер- ственную дам у», перед которой трепетали придворные и робела даж е царская сем ья, Пушкин нарисовал своенравной, скупой и эгоистичной старухой, домашним деспотом . Бедной воспитаннице Лизе не было от нее житья: «Лизавета Ивановна была домашней м у­ ченицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за по­ го ду и мостовую . Ей было назначено жало­ ванье, которое никогда не доплачивали; а м еж д у тем требовали от нее, чтобы Она одета была, как и все, то есть как очень немногие...» Д ля хранительницы традиций большого света — убийственная характеристика! А темная история с тремя картами? Ходи­ ли слухи, что их тайну открыл ещ е молодой то гд а. Наталье Петровне граф Сен-Ж ермен и тем самым помог этой азартной люби­ тельнице карточной игры вернуть огром ­ ный д о лг. Ту ж е леген ду рассказы вает в повести своим приятелям внук старой гра­ фини Томский. При этом выясняю тся любо­ пытные подробности отношений его бабуш ­ ки с Сен-Ж ерм еном : «С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о граф е С ен-Ж ерм ене, о котором рассказываю т так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за Вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и фило соф ско го кам­ ня, и прочая. Над ним см еялись, как над ш арлатаном, а Казанова в своих Записках говорит, что он был шпион; впрочем, Сен- Ж ерм ен , несмотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность и был в свете человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с неуважением». Автор «Пиковой дамы» «убил» графиню , тогда как княгиня Голицына была ещ е жива. По-прежнему ни один бал в царском двор­ це не обходился без ее участия. Ум ерла она в один год с Пушкиным, немного не дожив до своего столетия. Слож ная романтическая история стоит за портретом из Дмитровского краеведческо­ го м узе я. Этот холст, обретя имя героини, да ещ е такой необыкновенной, приобрел немалую историческую ценность. А велико­ лепно выполненная реставрация вернула ем у худож ественны е достоинства. Однако яркий памятник русской старины стал бы нам еще дорож е, если бы удалось выяс­ нить, кто его создал. Искусствоведы нашли в портрете многие черты рокотовской манеры письма. Именно так он изображал веки, обводя их узкими длинными мазками. На носу и подбородке с помощью сильной оптики рассмотрели зигзагообразный м азок, тож е характерный для Рокотова. В его пользу говорит и оваль­ ная форм а полотна. Сначала портретист пи­ сал на прямоугольны х холстах. Потом стал вписывать в прямоугольник овал — получа­ лась как бы двойная рама. П озж е, уже в московский период, Рокотов почти исклю ­ чительно перешел на овальные портреты. Раньше он любил погрудные изображения, затем стал делать их поясными. Таков и портрет Голицыной. Его колорит совпадает с красочной гаммой рокотовских полотен позднего периода его творчества: в ту по­ р у он стал холоднее и светлее, чем в моло­ ды е и зрелы е годы художника. Преоблада­ ют зеленоваты е и пепельно-серые оттенки. Они доминирую т и на портрете «Пиковой дамы ». Все эти соображения позволили спе­ циалистам более уверенно приписывать по­ лотно, созданное для владельцев имения «Ольгово», кисти Рокотова — перзого лири­ ка среди русских портретистов. Однако его имя в связи с этим произведением все еще называют с оговорками. Рентгенограммы , макроснимки и другие материалы научно-технических исследова­ ний бесспорных рокотовских работ позво­ лили основательно судить об особенностях «почерка» художника. Д алеко не все они присутствую т на портрете Натальи Петров­ ны Голицыной. И скусствоведам бросилась в глаза некоторая вялость построения жи­ вописного слоя, скованность мазка — чер­ ты, чуждые м астеру, артистично владевше­ му кистью . М ожет быть, здесь трудилась рука подраж ателя, не способного перенять богатство техники учителя, повторить оча­ рование его таланта? А мож ет быть, вино­ ваты прежние лекари картины, которые сильно смыли, красочный слой, не говоря уж о лессировках, нанесенных поверх лако­ вой пленки? Наконец, вполне возможно, что в старости манера живописца измени­ лась.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2