Сибирские огни № 04 - 1979
фона. Исчезла густая сетка извилистых тр е щин. Портрет заново покрыт лаком . Нако нец он готов. На комиссию ведущих специалистов Центральных м астерских с овального хол ста спокойно и сурово смотрела умная ста руха, наделенная властным характером . Взгляд ее внимательных глаз тяж ел и слег ка насмешлив. Несм отря на преклонный возраст, в этой женщине чувствуется скры тая энергия. Она ещ е не совсем угасла, бо гатая, капризная крепостница, ещ е много причинит горя безропотным слугам , еще поизмывается над горничными и камерди нерами... Кто ж е изображен на портрете? Пока шла реставрация, искусствовед О . Я. Кочик за нялась изучением истории холста. Он по ступил в Дмитровский краеведческий музей из старинного подмосковного имения «Оль- гово». Имение принадлежало знатному аристократическом у роду Апраксиных. В просторном барском дом е не было кар тинной галереи. В нем находились главным образом портреты владельцев усадьбы , их родных и близких. После Великой О ктябрь ской революции в «Ольгове» создали м у зей усадебной культуры и быта. С ущ ество вал он недолго — до 1928 года. Экспонаты оттуда перевезли в различные хранилища. Большинство картин попало в Дмитров. Кочик заглянула в инвентарную книгу Дмитровского м узе я. Там стояла запись: «Портрет Прасковьи Ивановны Мятлевой, урожденной Салтыковой». О ткуд а она взя лась? О казало сь,— с оборотной стороны рамы . С лабо е доказательство! Раму могли и поменять. Во всяком случае, на портрете изображена не М ятлева. Она состарилась в начале девятнадцатого века, а художник создал свое произведение в конце восем надцатого — об этом совершенно опреде ленно говорит его стиль, живописная техни ка, состав красок. Д а и сходства нет с под линным портретом Прасковьи Ивановны. Таинственная «Пиковая дама» привлекла внимание многих искусствоведов и истори ков. Они высказали несколько предположе ний, предложили свои решения интересной загадки. Версии оказывались несостоятель ными одна за д ругой . В конце концов, лица всех стары х барынь, имевших отношение к владельцам «Ольгова» екатерининских и павловских времен, отошли в тень. О ста лась одна «кандидатура» — мать тогдашней хозяйки имения княгиня Наталья Петровна Голицына, урож денная графиня Чернышева. Она подходила и по тесным родственным связям , и по возрасту, а главное — по ха р актеру. О Чернышевой-Голицыной оста лось много исторических свидетельств в архивных до кум ен тах и воспоминаниях со временников. О . Я. Кочик досконально их изучила. Наталья Петровна родилась в 1741 го ду. Ходили слухи, что она приходится внучкой П етру П ервом у. Красавицей, говорят, не была, но благо дар я ум у, находчивости, прекрасному воспитанию и богатству, поль зовалась большим успехом и многим кава лерам вскруж ила головы. Не раз блистала она на балах в Версале. Король Франции даж е наградил ее украш ением , усыпанным бриллиантами, и именной золотой м едалью «за приятную ловкость в танцах», а англий ский король подарил свой акварельный портрет с автографом . Годы не прибавили Наталье Петровне красоты . Исподтишка ее называли «усатой княгиней», а в глаза смели говорить только комплименты, заискивали перед фрейлиной ее величества, пользовавшейся при цар ском дворе большим влиянием. Д евуш ек, впервые выезжавших в «свет», обязательно представляли Голицыной. Ее покровитель ства искали м олоды е дворцовые офицеры . Получив первый чин, они являлись, словно к начальству, в роскошный дом на углу Большой Морской и Гороховой улиц в центре П етербурга. А когда княгиня приез жала в М оскву, то знать старой столицы спешила навестить ее на даче в Нескучном саду. Голицына могла обеспечить располо жение высшего света, но могла своим острым беспощадным языком погубить лю бую карьеру. Пять царей пережила Наталья Петровна, и все они относились к этой женщине с ве личайшим почтением. В дни ее рождения к ней приезжала вся «августейшая» сем ья. В старости Голицына принимала гостей си д я, в том числе и Романовых. Вставала толь ко навстречу императору. Но и ем у не бо ялась перечить. Николай I просил ее усту пить дачу в Нескучном саду. Княгиня отказала наотрез. Вот такая это была особа. Но действи тельно ли она изображена на портрете из Дмитровского краеведческого музея? С хо д ство характеров — ещ е не доказательство. В материалах биографии Голицыной нет упоминаний о том , что какой-то художник написал ее для владельцев имения «О лего во». Зато известны ее портреты , созданные известными живописцами в молодости, в зрелы е годы и в старости. Искусствоведы и историки решили сличить их с загадочным холстом. Работа саксонца Лю дерса не в счет: он изобразил Наталью Чернышеву ещ е девочкой. Мало могли помочь гр аф и ческий силуэт, выполненный ф ранцузом Сидо, и гравюра англичанина П етера. Но оставались ещ е три живописных портрета, созданных трем я известными художниками. Разный возраст, своеобразный подход каждого художника к модели, особенности живописного стиля, индивидуальные черты различных творческих м анер... Все это за трудняло исследование. Друэ явно польстил юной графине — изобразил привлекатель ную девуш ку с правильными чертами лица, ясными, чуть задумчивыми глазами. Рослин, безусловно, ближ е к натуре. На его портре те — некрасивая тридцатипятилетняя ж ен щина с высоким лбом , большим носом, крупным ртом , упрямым острым подбород ком. В ее широко раскры ты х глазах затаи лась глубокая и невеселая дум а. На этом лице лежит печать какой-то драмы . Митуар изобразил пожилую женщину с резкими морщинами над переносицей и возле рта. С портретом из Дмитровского м узе я ее роднит энергичность и сила хар актер а. Но есть и серьезны е различия. С тар уха из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2