Сибирские огни № 04 - 1979
Свинцовые белила использую тся в живопи си с раннего средневековья, цинковые — со второй половины девятнадцатого века, а титановые — ещ е позж е. Ж елтый и оранже вый хром появился в 1818 го ду, берлинская л а з у р ь— с 1724 го да, хромовая зеленая краска — с 1860 го д а... Если окаж ется, что на полотне Рокотова присутствует желтый кадмий, ср азу станет ясно: это не подлин н и к— на палитре живописца восемнадцато го века такой краски быть не м огло. Его стали широко применять только с середины 1830-х годов. Но не только этим хороши ультр аф ио ле товые лучи. Вы зываемое ими свечение лака д ает возможность реставратору удалять его равномерно и не затрагивая красочного сло я. Д ля контроля делаю т ещ е снимки в отраженны х лучах. По ним можно опреде лить толщину оставшейся лаковой пленки. Именно так работала Н. А . Маренникова над портретом из Дм итровского м узе я. Все это хорошо, когда нужно исследовать поверхность картины. Если же возникает необходимость заглянуть под пелену по темневш его лака, то исследователи прибе гаю т к инфракрасном у излучению . На ф о то граф иях картины, освещенной специаль ными лампами, ч еткт выступаю т скры ты е детали, читаются подписи. Там ж е, где ультрафиолетовы е и инфра красные лучи бессильны , приходят на по мощь рентгеноскопия и рентгенограф ия. Их возможности в исследовании живописи очень велики. Не нарушая цельности кар тины, можно увидеть авторский холст, за- крьггый дублировочным , и определить его тип: кустарный или фабричный, есть ли при ставки к нему, прорывы и заплаты. Видны изменения композиции, границы утрат изображ ения и реставрационных записей. Рентгеновские лучи незаменимы при изуче нии так называемых палимпсестов: картин, написанных поверх др уги х. П осле Великой О ктябрьской революции в Государственный Исторический м узей поступил из частной коллекции портрет Ем ельяна Пугачева. Сохранилось несколько изображений вож дя крестьянского восста ния, но этот портрет особенно интересен тем , что создан раньше др уги х. Об этом говорит подлинная надпись на хо лсте: «Ем ельян Пугачев родом из казацкой ста ницы нашей православной веры ... Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня». Это был самый канун восстания. Пугачев уж е объ явил себя царем Петром Третьим , якобы спасшим ся от преследований честолюбивой жены , Екатерины Второй. Но ближайшие со ратники знали, что в бой их ведет простой казак. Свидетельство том у — и надпись, и сам характер изображ ения. Неизве стный художник написал см угло го худощ а вого тридцатилетнего человека из народа, с темно-русой окладистой бородой, черны ми выразительными глазам и и волосами, выбивающимися на лоб из-под обычной шапки. Ничего «царственного» в этом обли ке нет. Интерес историков и искусствоведов к портрету ещ е более возрос, ко гда перед реставрацией полотно просветили рентге новскими лучами. Неожиданно под верх ним красочным слоем они выявили... жен ский портрет! Причем именно «царствен ный». Специалисты узнали черты лица Екатерины Второй. Ясно, что палимпсест возник не случайно, не потому, что у ху дожника не оказалось под рукой чистого холста. Живописец, современник Рокотова, выполнял заказ, имевший явный политиче ский смы сл: под его кистью императрица уступила место казаку из станицы Зимовей- ской, обещ авшем у дать народу волю . Вот какие интересные откры тия позволяют сд е лать современные м етоды исследования живописи! Рентгеновские снимки даю т на пленке сумм арное теневое изображ ение всех сло ев предм ета. А часто нужно увидеть какой- то одйн слой — например, первоначальный набросок, лежащий под слоем красок окон чательного варианта картины. Современная техника позволяет получать стереоскопиче ские рентгенограммы . Теперь можно на стары х иконах, которы е переписывались по многу раз, рассматривать каждую компози цию отдельно и решать, на какой из них остановить расчистку памятника. Но и рентгеновские лучи не всесильны. Легкие растительные краски их целиком пропускаю т, а краски, в которы х много соединений металлов, сильно задерж ива ю т. И в том , и в другом случае хорошего изображения не получается. Д а и вообще универсального м етода нет. Они дополня ют д р уг д р уга. Поэтому научное исследова- ние художественного произведения должно быть комплексным. Д ля изучения портрета «Пиковой дамы» в Центральных мастерских применили все технические возможности. Результаты по лучились довольно грустными. О казалось, что нет ни одного крупного участка карти ны, который сохранился полностью . М еста ми авторская живопись разрушилась до грунта. Утрачены правая часть лица, плечо, значительные осыпи произошли на голов ном уборе, платье, ф он е. То, что осталось, сильно смы то. Грубы е реставрационные записи леж ат поверх авторского сло я... Что было делать с этим так серьезно по страдавшим полотном? Комиссия во главе с академиком Грабарем решила: снять все посторонние наслоения, утраченные участ ки живописи тонировать, рисунок восстано вить, руководствуясь соседними авторскими фрагм ентами. Реставратор Н. А . М аренникова решила труднейш ую задачу блестящ е. О коло года работала она над полотном, ш аг за шагом возрождала оригинал, то и дело сверяя Свои мазки с рентгенограммам и, м акро снимками. К счастью , на портрете уцелело самое главное: р азр ез и выражение глаз, рисунок бровей, линии носа, лба, подбо родка, плотно сжатые тонкие губы ... Постепенно оживали краски, приобретали законченность округлы е м ягкие контуры ф игуры , заиграл сдержанный серебристо- серый колорит с мерцающими отблесками на ш елковых бантах, на воздушной пелери не. Заполнились пробелы нейтрального, слегка высветленного с правой стороны ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2