Сибирские огни № 04 - 1979

Свинцовые белила использую тся в живопи­ си с раннего средневековья, цинковые — со второй половины девятнадцатого века, а титановые — ещ е позж е. Ж елтый и оранже­ вый хром появился в 1818 го ду, берлинская л а з у р ь— с 1724 го да, хромовая зеленая краска — с 1860 го д а... Если окаж ется, что на полотне Рокотова присутствует желтый кадмий, ср азу станет ясно: это не подлин­ н и к— на палитре живописца восемнадцато­ го века такой краски быть не м огло. Его стали широко применять только с середины 1830-х годов. Но не только этим хороши ультр аф ио ле­ товые лучи. Вы зываемое ими свечение лака д ает возможность реставратору удалять его равномерно и не затрагивая красочного сло я. Д ля контроля делаю т ещ е снимки в отраженны х лучах. По ним можно опреде­ лить толщину оставшейся лаковой пленки. Именно так работала Н. А . Маренникова над портретом из Дм итровского м узе я. Все это хорошо, когда нужно исследовать поверхность картины. Если же возникает необходимость заглянуть под пелену по­ темневш его лака, то исследователи прибе­ гаю т к инфракрасном у излучению . На ф о ­ то граф иях картины, освещенной специаль­ ными лампами, ч еткт выступаю т скры ты е детали, читаются подписи. Там ж е, где ультрафиолетовы е и инфра­ красные лучи бессильны , приходят на по­ мощь рентгеноскопия и рентгенограф ия. Их возможности в исследовании живописи очень велики. Не нарушая цельности кар­ тины, можно увидеть авторский холст, за- крьггый дублировочным , и определить его тип: кустарный или фабричный, есть ли при­ ставки к нему, прорывы и заплаты. Видны изменения композиции, границы утрат изображ ения и реставрационных записей. Рентгеновские лучи незаменимы при изуче­ нии так называемых палимпсестов: картин, написанных поверх др уги х. П осле Великой О ктябрьской революции в Государственный Исторический м узей поступил из частной коллекции портрет Ем ельяна Пугачева. Сохранилось несколько изображений вож дя крестьянского восста­ ния, но этот портрет особенно интересен тем , что создан раньше др уги х. Об этом говорит подлинная надпись на хо лсте: «Ем ельян Пугачев родом из казацкой ста­ ницы нашей православной веры ... Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня». Это был самый канун восстания. Пугачев уж е объ­ явил себя царем Петром Третьим , якобы спасшим ся от преследований честолюбивой жены , Екатерины Второй. Но ближайшие со ­ ратники знали, что в бой их ведет простой казак. Свидетельство том у — и надпись, и сам характер изображ ения. Неизве­ стный художник написал см угло го худощ а­ вого тридцатилетнего человека из народа, с темно-русой окладистой бородой, черны­ ми выразительными глазам и и волосами, выбивающимися на лоб из-под обычной шапки. Ничего «царственного» в этом обли­ ке нет. Интерес историков и искусствоведов к портрету ещ е более возрос, ко гда перед реставрацией полотно просветили рентге­ новскими лучами. Неожиданно под верх­ ним красочным слоем они выявили... жен­ ский портрет! Причем именно «царствен­ ный». Специалисты узнали черты лица Екатерины Второй. Ясно, что палимпсест возник не случайно, не потому, что у ху­ дожника не оказалось под рукой чистого холста. Живописец, современник Рокотова, выполнял заказ, имевший явный политиче­ ский смы сл: под его кистью императрица уступила место казаку из станицы Зимовей- ской, обещ авшем у дать народу волю . Вот какие интересные откры тия позволяют сд е­ лать современные м етоды исследования живописи! Рентгеновские снимки даю т на пленке сумм арное теневое изображ ение всех сло­ ев предм ета. А часто нужно увидеть какой- то одйн слой — например, первоначальный набросок, лежащий под слоем красок окон­ чательного варианта картины. Современная техника позволяет получать стереоскопиче­ ские рентгенограммы . Теперь можно на стары х иконах, которы е переписывались по многу раз, рассматривать каждую компози­ цию отдельно и решать, на какой из них остановить расчистку памятника. Но и рентгеновские лучи не всесильны. Легкие растительные краски их целиком пропускаю т, а краски, в которы х много соединений металлов, сильно задерж ива­ ю т. И в том , и в другом случае хорошего изображения не получается. Д а и вообще универсального м етода нет. Они дополня­ ют д р уг д р уга. Поэтому научное исследова- ние художественного произведения должно быть комплексным. Д ля изучения портрета «Пиковой дамы» в Центральных мастерских применили все технические возможности. Результаты по­ лучились довольно грустными. О казалось, что нет ни одного крупного участка карти­ ны, который сохранился полностью . М еста­ ми авторская живопись разрушилась до грунта. Утрачены правая часть лица, плечо, значительные осыпи произошли на голов­ ном уборе, платье, ф он е. То, что осталось, сильно смы то. Грубы е реставрационные записи леж ат поверх авторского сло я... Что было делать с этим так серьезно по­ страдавшим полотном? Комиссия во главе с академиком Грабарем решила: снять все посторонние наслоения, утраченные участ­ ки живописи тонировать, рисунок восстано­ вить, руководствуясь соседними авторскими фрагм ентами. Реставратор Н. А . М аренникова решила труднейш ую задачу блестящ е. О коло года работала она над полотном, ш аг за шагом возрождала оригинал, то и дело сверяя Свои мазки с рентгенограммам и, м акро ­ снимками. К счастью , на портрете уцелело самое главное: р азр ез и выражение глаз, рисунок бровей, линии носа, лба, подбо­ родка, плотно сжатые тонкие губы ... Постепенно оживали краски, приобретали законченность округлы е м ягкие контуры ф игуры , заиграл сдержанный серебристо- серый колорит с мерцающими отблесками на ш елковых бантах, на воздушной пелери­ не. Заполнились пробелы нейтрального, слегка высветленного с правой стороны ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2