Сибирские огни № 04 - 1979
циальных заказов. Здесь окончательно ф о р м и руется его живописный почерк: легкий, свободный, изящный м азо к, нежная, скупая по количеству основных цветов, но необык новенно богатая переходами гамма красок, вместо ровного освещения холста — свето тень, в которой выделено лицо, а второсте пенные детали растворены. В пору расцвета таланта Рокотову особен но удавались ж енские портреты . Каждый из них глубо ко индивидуален и по-своему прекрасен. Лица полны очарования и слов но окутаны дымкой тайны. Выразительные глаза, едва вспыхнувшая и ускользающ ая улы бка, сдерж анны е, показанные намеком движ ения передаю т не какое-то конкретное, определенное настроение, а ощ ущ ение ми молетности, неуловимости чувств. По м ет ком у наблюдению одного искусствоведа, на зр ителя из таинственного фона «выплы вают задумчивы е мужчины и дамы , снисхо дительно глядящ ие на нас загадочными взорами прищ уренных глаз». Впечатление от поэтичных рокотовских полотен с их ли ричной одухотворенностью , обаянием не досказанности удивительно точно высказал Николай Заболоцкий в стихотворении «П ортр ет»: ...Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза —как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза —как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук... «Рокотовская улыбка», «рокотовская м а нера», «рокотовский м азок» — он, по опре делению академ ика Грабаря, является «паспортной приметой» этого художника... Такая яркая индивидуальность, казалось бы, позволяла легко распознать холсты живо писца. Но, как уж е сказано, ем у успешно подраж али. Рокотов сам поощрял помощ ников к этом у, привлекая их к соавторству. Свои холсты он редко подписывал и дати ровал. О его ш коле, о творческих манерах и суд ьб ах его учеников историки искусства почти ничего не знали. Дореволюционны е, а затем и советские искусствоведы десятилетиями бились над «загадкам и Рокотова». Чтобы приблизиться к их решению , устроили три выставки про изведений худож ника: в 1923, 1925 и 1958 го дах. На тр етью выставку и привезли из Дм итровского м узе я «Портрет неизвест ной». Но нечего было и Думать о том , что бы поместить его в экспозицию . Холст сильно покоробился, связь м еж д у основой, грунтом и красочным слоем ослабла, жи вопись во многих м естах осыпалась. Ее скрывали слои записей, пожелтевш его лака и грязи. И все-таки из-под вековой коросты про гляды вало лицо пожилой женщины с умны ми внимательными глазам и. Они смотрели пристально, надменно и недобро. Это т во левой пронизывающий взгляд поразил со трудников Центральных реставрационных м астерски х. А их руководитель И горь Э м мануилович Грабарь посмотрел на портрет и сказал: — Какое впечатляющ ее лицо! Сильный хар актер . Прямо-таки «Пиковая дам а»... Он даж е не подозревал то гда, насколько оказался прав. П ортрет нужно было срочно реставриро вать. Э ту работу поручили м астеру высшей квалификации Н. А . Маренниковой. Но преж де предстояло провести всестороннее исследование картины, необходимое и для правильного восстановления вещи, и для решения вопроса об авторстве. Очень ча сто бывает, что реставрационное раскры тие произведения становится первым этапом его искусствоведческого изучения. Этом у помогаю т соврем енные технические ср ед ства, основанные на достиж ениях оптики, физики излучений, химического и спект рального анализа, др уги х отраслей науки. Простая лупа и то откры вает многое, не доступное невооруж енному глазу. Тем бо л е е — бинокулярная лупа. С ее помощью Маренникова детально изучила сохранность картины, хар актер и глубину кракелю ра. А чтобы лучше различить живописный по черк м астера, движ ение его кисти по по лотну, ей понадобился операционный мик роскоп. О птические м етоды многое даю т иссле дователю , особенно в сочетании с ф о то гр а фированием . Ещ е в середине прошлого ве ка было замечено свойство фотоэм ульсий более тонко, чем это доступно человече ском у зрению , отмечать цветовые оттенки, увеличивать контраст изображ ения. Н еда ром русский ф о то гр аф Буринский утверж д ал, что при помощи снимков можно неви димое сделать видимым. Этим способом различным исследователям удалось полу чить изображ ения неразличимых простым глазом деталей на рисунках Раф аэля, про честь дату и подпись на картине Рубенса, определить произведения Леонардо да Винчи, Тициана и др уги х живописцев. Затем арсенал исследователей произве дений искусства пополнился м акросним ка м и — увеличенными ф о то граф иям и ф р а г ментов, деталей картин. Их делаю т под небольшим углом к плоскости холста. В р е зультате можно судить о почерке худож ни ка, об исправлениях, переделках, записях. Так впервые изучили технику Рембрандта и стали увереннее отличать его произведения от работ учеников и подраж ателей. Ещ е лучше увидеть невидимое помогаю т ультрафиолетовы е лучи. Под их действием лаки и некоторы е краски светятся в темно те. Причем, свечение различны х веществ отличается цветом и интенсивностью . Ника кое увеличение не подскаж ет, какими б е лилами пользовался худож ник. А стоит осветить картину ультрафиолетовым и лучд- ми, как свинцовые белила заж гутся слабым желто-коричневым огнем , цинковые — ж ел то-зеленым , титановые — фиолетовым . Это важно во многих отношениях, в том числе и д ля того, чтобы избеж ать ошибок в д а тировке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2