Сибирские огни № 04 - 1979

Души изменчивой приметы Этот портрет привезли в Центральные государственны е художественно-реставра­ ционные м астерские из краеведческого м у­ зея Дмитрова — древнего городка в Под­ московье. Автором холста считался Роко­ тов. В Третьяковской галерее готовилась выставка его произведений. Поэтому и со ­ бирали в столице со всей страны картины этого художника, одного из самы х талант­ ливых в истории отечественного изобрази­ тельного искусства. Ф е д о р Степанович Рокотов пользовался огромной славой. Его ценили при дворе, удостоили звания академика. Портрет Ека­ терины II работы Рокотова считался этало­ ном м астерства, ученики без конца копиро­ вали это полотно. Знаменитый живописец получал столько заказов, что часто писал только головы, а все остальное делали по­ мощники. Однако художник пережил свою извест­ ность. Переменчивая мода отвернулась от него. Вскоре после смерти Рокотова о нем совершенно забыли и не вспоминали целое столетие. А когда в начале нашего века за­ ново открыли это имя, бросились разы ски­ вать произведения, сведения о жизни и творчестве художника, то оказалось, что из памяти поколений выветрились даж е самые важные вехи его биографии. Родилась и долго держ алась версия о происхождении Рокотова из старинного дворянского рода. Она подтверждалась и его близостью к царскому двору, и принад­ лежностью к аристократическом у «Англий­ ском у «шубу», и дружбой со светскими лю дьми. Докум енты опровергли эту леген ­ д у : художник родился крепостным князя Репнина в подмосковном имении Ворон- цово. Эти сенсационные сведения обнаружил двадцать лет назад искусствовед А . И. Ми­ хайлов. Наткнулся на них совершенно слу­ чайно. А лексей Иванович разыскивал в Мо­ сковском областном архиве материалы о великом зодчем Баженове и встретил в бу­ магах челобитную его современника Роко­ това. Худож ник в 1776 го ду просил импе­ ратрицу освободить от крепостной зависи­ мости своих племянников «Ивана Большого да Ивана Меньшого» — сыновей родного брата Никиты Степановича, ум ерш его во время чумы. Находка разруш ила сложившееся ранее представление о судьбе художника и по­ ставила новые вопросы. Каким образом крепостной живописец оказался в П етер­ бурге да ещ е при царском дворе? Почему выполнял заказы Петра Третьего и Екате­ рины Второй? Докум ентальны х объяснений столь бы ст­ рой и блестящ ей карьеры пока нет. Исто­ рикам искусства остается только строить предположения. Видимо, рассуж даю т они, князь Репнин заметил одаренного мальчи­ ка, дал ему вольную , отправил в обучение к кому-то из московских живописцев, а по­ том рекомендовал гр аф у Ш увалову — изве­ стному м еценату, организатору Академии художеств и влиятельному сановнику. Ш у­ валов принял его учеником Академии, за­ тем представил царской сем ье и ее при­ ближ енным... Гипотеза правдоподобная. О днако кто поручится, что все происходило именно так? Не разгадана и другая страница биогра­ фии Рокотова: почему блестящий и модный придворный портретист, став в 1765 году академиком , вскоре переезж ает в Москву и держ ится в стороне от родовитой знати старой столицы? Какие причины — личные, должностные или политические — застави­ ли его так резко переменить образ жизни? Д аж е точная дата рождения художника до последнего времени была неизвестна. Основываясь на различных источниках, исследователи называли разные годы — с 1734-го по 1737-й. И сами же затруднялись объяснить: когда этот юноша успел достичь высокого профессионального мастерства? Получалось, что он в ученическом возрасте уж е писал портреты членов царской семьи. Когда оборвалась жизнь художника, тоже не знали. Конец недоум ениям и догадкам положила метрическая запись, обнаружен­ ная недавно в том ж е Московском област­ ном архиве. В ней сказано: «1.808 года в д е ­ кабре 12 ум ер ... академик Ф едо р Степано­ вич Рокотов, коему от ро ду было 76 лет, и погребен того ж е м есяца 15 числа в»Ново- Спасском монастыре...» Теперь стало ясно, что родился художник в 1732 году и начал работать при дворце будучи не «вундер­ киндом», а вполне зрелым человеком. Ничуть не проще оказалось разбираться в творческом наследии Рокотова. В начале нашего века, когда выставка русского порт­ рета в Таврическом дворце заставила зна­ токов заговорить об этом забытом м астере, в Русском м узее не было ни одной его ра­ боты. Мало их находилось и в Третьяков­ ской галерее. Теперь мы знаем десятки произведений кисти Рокотова, однако не име%м представления о его облике. М ежду тем , трудно предположить, что он не со з­ дал ни одного автопортрета. На чердаках барских усадеб, в частных коллекциях, в руках случайных владельцев постепенно отыскали множество портретов, напоминающих работы Рокотова. Но он ли действительно их создал или кто-то из уче­ н ико в— этого с уверенностью никто ска­ зать не м о г. Трудно было установить, кто изображен на портретах. Почти все холсты находились в плохом состоянии, носили следы грубой реставрации. Картины смыва­ ли, кое-как записывали, неоднократно по­ крывали лаком разных составов. Тем тр уд ­ нее было определить их авторство. К тому ж е творческая манера Рокотова с годами менялась. В петербургский период жизни он писал в основном парадные портреты : торж ест­ венно-декоративные, с явными элементами идеализации внешнего облика и без стрем ­ ления глубоко передать особенности д у ­ шевного строя, характера человека. Потом из мастерской художника стали выходить интимные портреты . В них чувствуется при­ стальное внимание автора к индивидуаль­ ным особенностям личности. Переехав в М оскву, Рокотов вскоре отказался от офи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2