Сибирские огни № 04 - 1979

худож ественная. Чтобы ее выполнить, нуж­ но, преж де всего, снять лак. А лаки быва­ ют разны е. Каким пользбвался Репин? Для ответа на этот вопрос картину осветили ультрафиолетовыми лучами, отделили скальпелем крохотную чешуйку лаковой пленки и подвергли ее химическому анали­ зу. О пределив свойства лака, подобра­ ли состав растворителя. Затем проверили его на маленьком участке фона картины, сначала на светлы х, потом на темных тонах. Справа от Анания Борисовича на о тдель­ ном столике — флаконы с растворителями и лаком , вата, м арля, острые скальпели и м ягкие кисти, прямоугольные кусочки бе­ лой фланели. Вот он смочил ткань раство­ рителем , положил ее на картину и прижал стеклом . Это компресс. Его нужно держ ать столько времени, сколько тр ебуется, чтобы набух верхний слой лаковой пленки. А сколько именно? Никто не скаж ет. О пре­ деляй сам, на то ты и м астер. Если ком­ пресс снять слишком бы стро, лак слабо разм ягчится, операцию придется повторить. Если его не убирать слишком до лго , раст­ воритель м ож ет проникнуть в красочный слой и повредить его. Бриндаров снимает компресс, берет ват­ ный тампон и начинает водить им по по­ верхности картины. Движения его так лег­ ки, чго каж ется, он вовсе не касается по­ лотна. Но тампон окрашивается в желтый цвет растворенного лака. Лишь бы не по­ явился другой цвет, свидетельствующий об ошибке: реставратор задел живопись! Что­ бы этого не случилось, реком ендуется оставлять в неприкосновенности тончайшее лаковое покрытие. Д ля глаза оно практиче­ ски не заметно. Но как его сохранить, если вся-то пленка микронной толщины?! Точ­ ность глаза и руки должны быть идеаль­ ными. Н астает м ом ент исключительной важно­ сти: нужно восполнить утраты живописи. Д аж е опытнейший виртуоз волнуется, дол­ го готовится к этой работе, примеривается к м анере худож ника. Необходимо безоши­ бочно повторить тон, линию, ф орм у м азка. Ни один прибор этого не подскаж ет. И еще требование! ни в коем случае не заходить на авторскую живопись, не вступать в спор с худож ником . Иначе ты уж е не реставра­ тор, а ф альсификатор. Тут есть ещ е одна сложность. Д ело в том, что м асляны е краски с течением времени изм еняю тся в цвете, причем, каждая м еня­ ется по-своему. Одни темнею т, други е при­ обретаю т прозрачность, третьи становятся тусклым и... Если тонировать места утрат под окруж ающ ие участки авторской живописи, то через несколько лет эти тонировки «вы­ лезут», станут заметны каж дом у. Картина, как и до реставрации, потеряет цельность колорита, лишится необходимых эстетиче­ ских качеств. Значит, нужно подобрать тон с расчетом на б удущ ее, почувствовать, предвидеть последующие изменения кра­ ски. Э ту работу Ананий Борисович выполняет один, без помощников. Сам и покрывает «Бурлаков на Волге» свежим лаком . Его пленка д ел ает живопись глубж е, краски на­ сыщ еннее. К том у ж е, она защ ищ ает карти­ ну от непосредственного соприкосновения с воздухом . Сделано все. Но- ещ е до лго репинский ш едевр стоит в реставрационной м астер­ ской. Картина должна отдохнуть, а ее ле­ кари — убедиться по поведению полотна, что все сделано правильно. Потом работу примет совет, и «Бурлаки на Волге» вернут­ ся к зрителям . После одного из многих этапов этой дол­ гой работы Ананий Борисович пригласил меня в свою м астерскую . Приехали туда поздним вечером. М астерская занимала огромный круглый зал. Случайная м ебель, книги вразброс, в углу мольберт, на стенах картины. Обстановка не для ленивого отды ­ ха, не для приема гостей, а только д ля ра­ боты. Когда у хозяина выдается время, он пишет здесь свои пейзажи, натюрморты, композиции. — Я убеж ден, что реставратор обязан быть художником ,— Говорит Ананий Бори­ сович, прихлебывая крепкий чай.— Иначе он не смож ет в полной м ере знать, чувст­ вовать, понимать свое дело. Картины Бриндарова ценят многие зна­ токи. Получила признание и книга ассирий­ ских сказок, которы е он записал. Древние предания маленького народа его сын пу­ стил в большой мир. В свое время скази- тельским дарованием Бриндароаа заинте­ ресовался Самуил Яковлевич М аршак и не успокоился до тех пор, пока не родилась эта книга. Но собственное худож ественное и лите­ ратурное творчество для Анания Борисови­ ч а — не главное д ело . Главное — реставра­ ция, спасение памятников искусства, ко­ торы е должны бы ть, не м о гут не быть вечными. Только куда ж е деваю тся способ­ ности великолепного рассказчика, когда я прошу его поведать о своем труде? — Мы — что? Д елаем , что м ож ем ... Вот Каликин, Перцев, Кириков, Ф илатов дейст­ вительно м астера. Это даж е не золотой — бриллиантовый ф о н д нашего искусства. Волшебники, самородки! Д а и молодеж ь талантливая подрастает. Я слышал, как он гуд ел на ухо п р едседа­ телю аттестационной комиссии, которая приехала оценивать квалификацию моло­ ды х реставраторов Русского м у зе я: — Вы посмотрите, к а к он это сделал! Молодец! А тот молодой человек с обветренным лицом, который очень хотел увидеть «Бур­ лаков на Волге», не удовлетворился отве­ том деж урной. Ч ерез го д прислал письмо, что опять собирается провести отпуск в Л е­ нинграде и просит сообщить, в каком со ­ стоянии репинская картина. Ем у ответили в С ур гут, в управление буровы х работ: каро­ тина вернулась на свое м есто . Приезж ай­ т е — увидите!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2