Сибирские огни № 04 - 1979

Попросили помощи Бриндарова и со тр уд ­ ники Центрального военно-морского м узе я. Там , в массивном и величественном здании Биржи, с давних пор находился портрет П етра I. Его лицо тускло просвечивало V сквозь темный лак. Едва угады вался задний план — развернутая широкой дугой боевая эскадра парусных кораблей. Картина счи­ талась посредственной, но все-таки ее нуж­ но было реставрировать. Ананий Борисович взялся за дело . Он снял несколько слоев загрязнивш егося ла­ ка, а вм есте с ними многочисленные запи­ си, сделанны е в разны е времена дореволю ­ ционными лекарями картин. Реставратор сам удивился том у, как преобразилось ли­ цо царя-флотоводца. Оно казалось раньше холодным и ж естоким , а стало добро душ ­ ным и веселым . Глаза смотрели живо, в них чувствовались ум и пытливость, сила харак­ тер а. Специалисты теперь по-иному оценили это произведение неизвестного автора. П р еж де всего, убедились в его незаурядном таланте. А главное, стало ясно: портрет написан не в конце, а в начале восемнадца­ того века, то есть при жизни П етра. Вполне во зм ож но , художник писал его с натуры. Это придало работе больш ую ценность. Вот как перевернула представления искус­ ствоведов о старом холсте виртуозная ра­ бота реставратора! Естественно, что в Русском м узе е наибо­ лее слож ны е и ответственны е операции с произведениями масляной живописи выпол­ няет главный реставратор. Понятно, что именно ем у поручили лечение знаменитого репинского полотна. Ананий Борисович и его помощники скло ­ нились над столом . И дет эксперим ент: на маленьком квадрате картины «Бурлаки на Волге» о п ределяется состав клея. Он ну­ ж ен, чтобы укрепить красочный слой, вос­ становить его связь с грунтом и холстом . При этом поднявшиеся края тр ещ и н— их специалисты называют кракелю рами — нуж ­ но размягчить и уложить. Д елается это разными способами, в зависимости от м ате­ риалов, которыми пользовался автор, и сог стояния вещи. Но при любом способе про­ ц есс укрепления считается одним из самы х слож ны х, тр ебует большого внимания, осто­ рожности и вы сокого м астерства. Д л я «Бурлаков на Волге» выбрали рыбий клей, приготовленный из хрящей и плава­ тельного пузыря осетра и смешанный со см ягчителем — пчелиным м едом . Состав давно прим еняется в реставрации, однако в каж дом случае по-своему. Здесь нет и не м ож ет быть шаблона, всэ индивидуально: пропорция, концентрация, тем пература... Бриндаров см азы вает экспериментальный участок теплым клеем — он парится в ки­ пящей водяной бане. Затем ловко наклады ­ вает папиросную бум агу, на нее ф торопла­ стовую пленку, а сверху — кусочек ф л а­ нели. — Утю г! Ем у подают маленький горячий утюжок. Он осторож но, легко нажимает им, чтобы не повредить пастозную живопись Репина. П астозная — значит не гладкая, а с выпук­ лыми м азками. При сильном нажиме они м о гут сплющ иться, а это недопустимо. П осле проглаживания Ананий Борисович накрывает пропитавшийся клеем участок стеклом , сверху устанавливает гр уз. Теперь картину нужно на некоторое время оста­ вить в покое, а Потом посмотреть, хорошо ли получилось, и решить, удачен ли укреп­ ляющий состав. Состав удался. Ведь составляли его не наугад, а после химических и физических анализов. Теперь все, что происходило на одном участке, делается на следующ их. Четыре раза проходит Бриндаров по всему полотну. Затем то ж е самое делается с тыльной стороны . Д еф орм ация побеждена. Исчезли кракелю ры , картина стала эластич­ ной, ее слои надежно скреплены . Но чтобы вскоре снова не произошли разрывы в красочном слое и грунте, проводится не менее сложная операция: дублирование. На старый, авторский холст наклеивается второй. Сдвоенная основа становится плот­ ной, монолитной. О днако картины дублир у­ ют только в тех случаях, когда други е спо­ собы реставрации бессильны устранить по­ вреж дения, или ликвидирую т их частично и на короткий сро к. Реставраторы неохотно прибегают к этом у процессу потому, что он для живописи опасен. Ведь картину при­ ходится тереть, нагревать (в ход опять идут утю ги), давить, подвергать вибрации, если старый холст очищают с помощью борм а­ шины. А чистить его необходим о, иначе д о ­ полнительная основа не прилипнет. При этом холст становится тоньш е, картина уже не м ож ет сущ ествовать б ез дополнительной основы. При появлении новых серьезны х повреждений полотно нужно передублиро- вать... Реставрационный совет Русского м узея, взвесив все соображ ения, решил: «Бурла­ кам на Волге» без дублирования не обой­ тись. Эта операция состоит из множества этапов. Сотни деталей, сотни тонкостей... В реставрационной, конечно, не совсем так, как в операционной У хирургов счет времени идет на секунды . Картина лежит на столе м есяцами. Здесь можно и даж е нужно делать перерывы , порой длительны е, и только наблюдать, как идет лечение. О д ­ нако и лекарям картин ино гда нельзя м е д ­ лить. Они ловят мом ент, ко гд а клей, нане­ сенный на поверхность холста, только начи­ нает густеть и становится липким. Если этот мом ент пропустить, то холсты скл еят­ ся слабо и неравномерно. Тогда начинай все сначала... Ананий Борисович тр огает клей пальцем. Это назы вается — пробой «на отлип». — Готово! Начали. Спокойно, осторож но... «Ассистенты » точно, по заранее сделан­ ной р азм етке накладываю т дублировочный холст на авторский и начинают притирать их тампонами. Главное — вытеснить во здух. Поэтому тр ут от середины к краям . Больше двух месяцев длился .только пер­ вый этап работы — техническая реставра­ ция. «Бурлакам на Волге» потребовалась и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2