Сибирские огни № 04 - 1979

Но ограничиться этим было нельзя: карти­ на находилась в ужасающ ем состоянии — вся живопись отстала от холста, красочный слой взбугрился, во многих местах осыпал­ ся ... Теперь эти беды в прошлом. Возрож ­ денный холст Рябушкина словно только что вышел из мастерской живописца. М олодом у реставратору В. Раскину д о ­ стался «Автопортрет» Ж ерена. Каких толь­ ко болезней не было у этого полотна! Вот краткое их перечисление: «Деформ ация живописной основы, отставание авторского холста от дублировочного, вмятина с про­ рывом и утратой красочного сло я. Большая царапина по левой стороне головы с утра­ той красочного слоя до холста, как сильно пож елтел...». Но самым, страшным злом бы­ ла глубокая царапина, она проходила по щ еке изображенного на портрете м олодо­ го человека и задевала глаз. А глаза, как известно,— зеркало души. Без их живого блеска, без затаившихся в них чувств и мы слей портрет мертв. — В одной частной коллекции в Ленин­ гр аде, — рассказы вает по ходу экскурсии Бриндаров,— находится портрет самого вы сокого класса. Но на портрете когда-то был поврежден глаз. Неумелый поновитель не залечил, а только разбередил рану. И прекрасная вещь потеряла музейную ценность... В руках Раскина «Автопортрет» Ж ерена ожил, засветился его умный уверенный взгляд. Висит на выставке довольно большая — почти квадратный м етр — картина из стек­ ляруса и бисера, созданная в середине восемнадцатого века. Не так давно она на­ поминала еж а: во все стороны торчали колючие обломки ржавой проволоки, об­ рывки льняных нитей. Лишенный основы разноцветный набор на больших участках рассыпался. Пораж аеш ься удивительному терпению М . Чутниковой и Т. Бургазлиевой: эти две женщины полностью восстановили прекрасное в своем роде произведение ис­ кусства. Рисунок Петра Боклевского, знаменитого иллю стратора гоголевских «М ертвых душ », казалось, был безнадежно утрачен. Его по­ крывал толстый слой черной жирной копо­ ти. Реставратор М . Быховская знала: хими­ ческим путем удалить копоть невозмож ­ но — растворитель уничтожит и штрихи граф и та. О ставался способ механический. Но ни см ахнуть, ни стереть этот слой тоже нельзя — останутся полосы ... После долгих размышлений Быховская нашла свой спо­ соб. Маленький участок рисунка она по­ кры ла мелкой крош кой особой стиратель- ной резинки и стала покачивать лист из сто ­ роны в сторону. Резиновая крош ка впитала в себ я копоть. Из глухой черноты стали про­ ступать знакомы е персонажи: Собакевич; П люш кин... Снова пошла в ход измельчен­ ная резинка. Так сантиметр за сантиметром, день за днем подвигалась работа. Простое, казалось бы , д ело . Такое ж е простое, как переписать каллиграфическим почерком Большую Советскую Энциклопедию ... О коло ста экспонатов было на выставке. Каждый удивителен. А собрали работы только тех реставраторов, которы е к том у времени ещ е не имели высшей квалифика­ ции. Ж дали авторитетную комиссию из Москвы, имеющую право повышать разр я­ ды . Потому и не было здесь показано ма­ стерство Бриндарова: ем у повышать р азряд уж е некуда. Его знаю т как большого м асте­ ра и в нашей стране, и за ее пределами. К нему обращ аю тся работники многих м у­ зеев при самых драматических обстоя­ тельствах. В склепе монастыря в Гродно среди груд м усора случайно нашли четыре картины. Вернее, могли только до гадаться, что ког­ да-то эти покрытые толстыми слоями гр я­ зи, разодранные, заплесневевшие, полуист­ левшие холсты , наклеенные на гнилые до ­ ски, были произведениями искусства. И все же сотрудники Государственного худож ест­ венного м узея Белорусской ССР р азгляд е­ ли в этих лохмотьях прекрасную живопись. Обратились к Бриндарову. Он начал рабо­ тать без уверенности в успехе. А получи­ лось чудо. Четыре полотна исполнены такой гармонии, сияю т такой красотой, что воз­ никает и долго не покидает душ у ощ ущ е­ ние праздника. На одном портрете изобра­ жена во весь рост молодая женщина с тон­ ким и нежным, чуть печальным лицом. На ней платье из серебристой шитой золотом парчи с широким кружевным воротником. Поверх платья черная бархатная накидка. Голова украшена причудливым ажурным убором из серебряны х цветов. С друго го холста на нас смотрит пожилая женщина в строгом монашеском одеянии. Два другие портрета — м уж ские. Запечатленные на них люди стоят в богаты х узорчаты х каф танах. Крупнейшие ученые и художники пришли к выводу, что эти произведения созданы в первой половине семнадцатого века. В них преобладаю т черты, свойственные польской живописи того времени: торжественность с некоторой долей помпезности, яркая д е ­ коративность. Но чувствуется и ф лам анд­ ское влияние, смягчающ ее традиции ср ед ­ невековой парсуны. Это сочетание различ­ ных начал придает портретам особое свое­ образие и выразительность. Гродненскими портретами заинтересова­ лась старший научный сотрудник Эрмитажа Е. Кам енецкая. Она побывала на м есте их находки, съездила в Вильнюс и Варшаву, изучала архивы Белоруссии, Литвы, Польши. Ведь в семнадцатом веке город Гродно входил в состав польско-литовского го су­ дарства. Каменецкая высказала предполо­ жение, что автор полотен — один из наибо­ лее талантливых местны х мастеров того времени Онуфрий Хоецкий. А изобразил он маршала Литовского княжества, старо­ сту Гродно Кшистоф а Веселовского и чле­ нов его семьи. Как бы то ни было, Ананий Борисович Бриндаров вырвал из небытия четыре ш е­ девра мирового значения. Никогда ещ е не занимался он такой сложной работой. На нее ушло несколько лет. Понадобилось все мастерство реставратора, весь его опыт. Пригодились и советы коллег из Русского м узе я. Возрожденны е полотна заняли по­ четные м еста в Минской картинной галерее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2