Сибирские огни № 04 - 1979
Но ограничиться этим было нельзя: карти на находилась в ужасающ ем состоянии — вся живопись отстала от холста, красочный слой взбугрился, во многих местах осыпал ся ... Теперь эти беды в прошлом. Возрож денный холст Рябушкина словно только что вышел из мастерской живописца. М олодом у реставратору В. Раскину д о стался «Автопортрет» Ж ерена. Каких толь ко болезней не было у этого полотна! Вот краткое их перечисление: «Деформ ация живописной основы, отставание авторского холста от дублировочного, вмятина с про рывом и утратой красочного сло я. Большая царапина по левой стороне головы с утра той красочного слоя до холста, как сильно пож елтел...». Но самым, страшным злом бы ла глубокая царапина, она проходила по щ еке изображенного на портрете м олодо го человека и задевала глаз. А глаза, как известно,— зеркало души. Без их живого блеска, без затаившихся в них чувств и мы слей портрет мертв. — В одной частной коллекции в Ленин гр аде, — рассказы вает по ходу экскурсии Бриндаров,— находится портрет самого вы сокого класса. Но на портрете когда-то был поврежден глаз. Неумелый поновитель не залечил, а только разбередил рану. И прекрасная вещь потеряла музейную ценность... В руках Раскина «Автопортрет» Ж ерена ожил, засветился его умный уверенный взгляд. Висит на выставке довольно большая — почти квадратный м етр — картина из стек ляруса и бисера, созданная в середине восемнадцатого века. Не так давно она на поминала еж а: во все стороны торчали колючие обломки ржавой проволоки, об рывки льняных нитей. Лишенный основы разноцветный набор на больших участках рассыпался. Пораж аеш ься удивительному терпению М . Чутниковой и Т. Бургазлиевой: эти две женщины полностью восстановили прекрасное в своем роде произведение ис кусства. Рисунок Петра Боклевского, знаменитого иллю стратора гоголевских «М ертвых душ », казалось, был безнадежно утрачен. Его по крывал толстый слой черной жирной копо ти. Реставратор М . Быховская знала: хими ческим путем удалить копоть невозмож но — растворитель уничтожит и штрихи граф и та. О ставался способ механический. Но ни см ахнуть, ни стереть этот слой тоже нельзя — останутся полосы ... После долгих размышлений Быховская нашла свой спо соб. Маленький участок рисунка она по кры ла мелкой крош кой особой стиратель- ной резинки и стала покачивать лист из сто роны в сторону. Резиновая крош ка впитала в себ я копоть. Из глухой черноты стали про ступать знакомы е персонажи: Собакевич; П люш кин... Снова пошла в ход измельчен ная резинка. Так сантиметр за сантиметром, день за днем подвигалась работа. Простое, казалось бы , д ело . Такое ж е простое, как переписать каллиграфическим почерком Большую Советскую Энциклопедию ... О коло ста экспонатов было на выставке. Каждый удивителен. А собрали работы только тех реставраторов, которы е к том у времени ещ е не имели высшей квалифика ции. Ж дали авторитетную комиссию из Москвы, имеющую право повышать разр я ды . Потому и не было здесь показано ма стерство Бриндарова: ем у повышать р азряд уж е некуда. Его знаю т как большого м асте ра и в нашей стране, и за ее пределами. К нему обращ аю тся работники многих м у зеев при самых драматических обстоя тельствах. В склепе монастыря в Гродно среди груд м усора случайно нашли четыре картины. Вернее, могли только до гадаться, что ког да-то эти покрытые толстыми слоями гр я зи, разодранные, заплесневевшие, полуист левшие холсты , наклеенные на гнилые до ски, были произведениями искусства. И все же сотрудники Государственного худож ест венного м узея Белорусской ССР р азгляд е ли в этих лохмотьях прекрасную живопись. Обратились к Бриндарову. Он начал рабо тать без уверенности в успехе. А получи лось чудо. Четыре полотна исполнены такой гармонии, сияю т такой красотой, что воз никает и долго не покидает душ у ощ ущ е ние праздника. На одном портрете изобра жена во весь рост молодая женщина с тон ким и нежным, чуть печальным лицом. На ней платье из серебристой шитой золотом парчи с широким кружевным воротником. Поверх платья черная бархатная накидка. Голова украшена причудливым ажурным убором из серебряны х цветов. С друго го холста на нас смотрит пожилая женщина в строгом монашеском одеянии. Два другие портрета — м уж ские. Запечатленные на них люди стоят в богаты х узорчаты х каф танах. Крупнейшие ученые и художники пришли к выводу, что эти произведения созданы в первой половине семнадцатого века. В них преобладаю т черты, свойственные польской живописи того времени: торжественность с некоторой долей помпезности, яркая д е коративность. Но чувствуется и ф лам анд ское влияние, смягчающ ее традиции ср ед невековой парсуны. Это сочетание различ ных начал придает портретам особое свое образие и выразительность. Гродненскими портретами заинтересова лась старший научный сотрудник Эрмитажа Е. Кам енецкая. Она побывала на м есте их находки, съездила в Вильнюс и Варшаву, изучала архивы Белоруссии, Литвы, Польши. Ведь в семнадцатом веке город Гродно входил в состав польско-литовского го су дарства. Каменецкая высказала предполо жение, что автор полотен — один из наибо лее талантливых местны х мастеров того времени Онуфрий Хоецкий. А изобразил он маршала Литовского княжества, старо сту Гродно Кшистоф а Веселовского и чле нов его семьи. Как бы то ни было, Ананий Борисович Бриндаров вырвал из небытия четыре ш е девра мирового значения. Никогда ещ е не занимался он такой сложной работой. На нее ушло несколько лет. Понадобилось все мастерство реставратора, весь его опыт. Пригодились и советы коллег из Русского м узе я. Возрожденны е полотна заняли по четные м еста в Минской картинной галерее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2