Сибирские огни № 04 - 1979

вописца, произвольно заполнял утраты . •В результате памятник искажался до неуз­ наваемости. Что же говорить о частных коллекциях! В них порой орудовали м ало­ грамотные кустари, которы х нельзя было допускать к сокровищ ам искусства. Все это заставило м астеров культуры заговорить о состоянии реставрационного дела в стране в полный голос. Известный художник и историк искусства А лександр Бенуа писал: «Мания реставрировать картины, которой одержимы наши хранители, все растет, и эта мания мож ет привести в конце концов к том у, что ни единая не останется целой и вместо шедевров великих гениев прош­ лого придется любоваться одними следа­ ми отмывки и ретуши...» Ещ е более резкую отповедь бездушным ремесленникам дал искусствовед Степан Яремич: «Эти люди — истинная язва искусства наших дней — носят название реставрато­ ров... О подлинном реставраторе, о рестав­ раторе по призванию , нельзя говорить. У нас таком у явлению нет м еста. Что такое реставратор по призванию? Это прежде всего артист во всеоружии своего м астер­ ства, который не только озарен понимани­ ем всего разнообразия художественны х техник, но и человек, который к каждом у худож ественном у произведению прикаса­ ется бережно, нежно и заботливой рукой... Но о породе подобных реставраторов нам только можно мечтать». Но мечтать оставалось недолго. После Великого О ктября положение стало круто м еняться. В пламени битв, в голоде и хо­ ло де разрухи Советская власть не забыла и о тихих музейны х залах, о таких, каза­ лось бы, незначительных вещ ах, как нужды реставрации. Уж е в октябре 1917 года бы­ ла создана Всероссийская коллегия по д е ­ лам м узеев и охране памятников искусства и старины, вскоре преобразованная в Ко­ миссию по делам реставрации. П утевку в жизнь ей дали Ленин и Луначарский. В раз­ гар гражданской войны осенью 1918 года Владимир Ильич подписал декр еты Совета Народны х Комиссаров «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящ ихся во вла­ дении частных лиц, обществ и учреждений» и «О признании научных, литературны х, м у­ зыкальных и худож ественны х произведе­ ний государственным достоянием ». Проле­ тарская республика с первых дней своего сущ ествования впервые в истории взяла охрану всего худож ественного наследия в свои руки. Постепенно полукустарные м астерские в Эрмитаж е, Третьяковской галерее, Рус­ ском м узе е и други х хранилищах превра­ щаются в подлинно научные центры. С о з­ даю тся новые мастерские и реставрацион­ ные отделы в разных городах страны. В 1924 го ду созданы Центральные го судар ­ ственные реставрационные м астерские во главе с И горем Эммануиловичем Граба­ рем — талантливым живописцем, истори­ ком и теоретиком искусства. Здесь стали разрабатывать научные принципы и м ето­ ды обращения с произведениями искусства, использовать их на практике и распростра­ нять по всей стране. Такого учреждения в ту пору не было ни в одном другом госу­ дарстве. С его дня это уже не мастерские, а Все­ российский художественный научно-рестав­ рационный центр имени академика Граба­ ря. В нем работает более двухсот человек. Кром е того, после войны создана Всесою з­ ная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейны х художественны х ценностей. Это по сущ еству научно-исследовательский ин­ ститут, главный разработчик теории и м е­ тодов, координатор усилий всех специа­ листов страны. За эти годы воспитался и новый тип реставратора. Это одновременно художник, искусствовед и инженер, понимающий, что творение мастера, которое ем у довери­ ли,— святыня. Он не имеет права его иска­ жать, вносить собственные изменения в его облик, закрывать своим творчеством подлинник. Реставрация не допустима без точного знания материала, техники автора, его манеры. Сначала нужно заглянуть в су­ щество творческого процесса художника, постичь тайны его мастерства, а потом уж приниматься за работу. Время от времени в м узеях открываю т­ ся выставки для желающих познакомиться с трудом лекарей картин. Посетители ви­ дят рядом с восстановленными экспона­ тами их прежние ф о то графии, читают описа­ ния выполненных работ. А некоторые вещи реставрированы частично. С разу ясно, каки­ ми они были и какими станут. В Русском м узее необычную экскурсию ведет необычный экскур совод: главный реставратор Ананий Борисович Бриндаров показывает только что открывшуюся вы­ ставку работ своих товарищей. Здесь мож ­ но увидеть вещи, которые в постоянной экспозиции не могли бы соседствовать: академическое полотно начала девятнадца­ того века и картину советского художника, современную акварель и народную д ер е­ вянную скульптуру, карандашный рисунок и шпалеру... Но у этого собрания разноха­ рактерны х вещей — свой смысл. Вот небольшой холст А н дрея Рябушкина «Боярский поезд». Знаток крестьянского быта, влюбленный в русскую старину, он в своем живописном творчестве многое за­ имствовал от традиций иконы и ф рески. Его картины декоративны и в то ж е время напоены чувством, авторским отношени­ ем к происходящ ем у. Рябушкин то лю бует­ ся своим сюж етом , то добродуш но по­ смеивается над персонажами национальной истории, а некоторы х изображ ает с ядови­ той иронией. Самобытный живописец ска­ зал свое слово в искусстве. Видно, яркий талант Рябушкина бывший владелец холста не оценил по достоинству. Он подгонял картину под разм еры рамы и для этого отрезал полосу сбоку, пришил ее к нижнему краю холста, от себя добавил заплату и кое-как замазал ее зеленой крас­ кой. Реставратору П. Райкову пришлось ликвидировать следы варварской операции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2