Сибирские огни № 04 - 1979

П роф ессия эта сравнительно р едкая, но не м о ло дая. Чуть ли не первое описание древного м ето да реставрации со держ ит ви­ зантийская рукопись X V I века. Ее автор, Дионисий из Ф ур ны , так советовал обра­ щаться с живописью : «Когда хочешь промыть стары е иконы, налей воды в кадку, которая долж на быть так велика, чтобы икона могла вмещаться в нее и покрываться водой. Потом положи икону изображ ением кверху, возьми щ ело­ ка, несколько теплого, и налей его на ико- ну. Три ее большой кистью из свиной щ е­ тины. При трении старайся', чтобы не стереть краски... Когда вычистишь икону хорошо, то если где и сойдут краски, эти м еста поправь и покрой лаком , и икона б удет как новая». К счастью , такой грубый способ, видимо, прим енялся редко . Иначе погибли бы все древние памятники искусства. В X V II веке в Голландии были изданы первые законы об охране художественны х ценностей. В королевских, герцогских, кня­ ж еских картинных галереях появляются хранители и реставраторы . Учредили такие долж ности и в императорском Эрмитаж е. Сначала приглашали иностранцев, а в 1801 •"ОДУ реставратором при царской коллек­ ции живописи назначили А н дрея Ф илип­ повича Митрохина — бывшего солдата, лакея и кам ердинера в Зимнем дворце. Он работал здесь сорок лет, стал «первейшим в своем искусстве» м астером и воспитал нескольких способных учеников. В рестав­ раторской ш коле при Эрмитаж е обучение продолж алось шесть лет. После этого уче­ ник становился помощником реставратора, а через д есять лет работы — полноправ­ ным м астером . Были на Руси потомственные плотники, каменщ ики, резчики, чеканщики. Появи­ лись и потом ственные лекари картин. В сем ье Сидоровы х при Эрмитаж е, в семье Ф едо р о вы х при Третьяковской галерее от отца к сыну, из поколения в поколение пе­ редавались приемы, навыки, традиции. Мно­ гим обязаны этим народным талантам крупнейшие отечественные хранилища ис­ кусства. О днако история знает множество приме­ ров, ко гда реставрация приносила произве­ дениям искусства больше вреда, чем поль­ зы . О собенно большой урон драгоценным экспонатам худож ественны х музеев и кар­ тинных галерей был нанесен в странах З а­ падной Европы. Там реставрация приобрела широкий разм ах ещ е до того, как были вы­ работаны научные принципы этой работы. Невежественные и самонадеянные м астера грубо смывали и переписывали картины гениев прошлого. Восстановить их невоз­ можно. О печальных последствиях такого «р е­ монта» говорит страстная речь Ж ака Луи Д авида. Знаменитый живописец, член Кон­ вента, произнес ее перед революционным правительством Франции в январе 1794 го да: «Пришло время, законодатели, прегради­ те д о р о гу невеж еству, скуйте ем у руки, спасите м узей, спасите произведения, ко- 11 Сибирские огни № 4 торы е м ож ет уничтожить одно ды хание и которы е скупая природа, быть м ож ет, ни­ ко гда не со здаст вновь... Вы отвратите свои взгляды от прослав­ ленной картины Раф аэля, которую неум е­ лая и варварская рука не побоялась оск­ вернить. Полностью переписанная, она утратила то, что выделяло ее не только среди работ школы Раф аэля, но и среди собственных его картин; я имею в виду ее прекрасный колорит. Вы больше не узнаете «Антиопу». Лес­ сировки, полутона, словом , все то, что осо­ бенно отличает Кор редж о и ставит его на­ столько выше величайших живописцев,— все исчезло. «Мадонна» Гвидо Рени (в просторечии называемая «Ш веей») не расчищена, а смы та. Вы б удете искать «М оисея, попирающего ногами корону ф араона», прекраснейшую картину худож ника-философ а П уссена, а найдете лишь погибшее после реставрации полотно, замазанное красной и черной краской...». Но одной пылкой речью невозможно ос­ тановить невеж ество. В м узе ях продолжали калечить красоту. Это дало основание одно- му из родоначальников научной реставра­ ции М аксу П еттенкоф еру сказать, что от неумелой «починки» погибло произведений искусства больше, чем от всех пожаров, разрушений и войн. Правда, то гда, в конце прошлого века, П еттенкоф ер ещ е не по­ дозревал о ф аш изм е. В царской России, к счастью , реставра­ ция велась в незначительных масш табах. Но когда говоришь о творениях искусства, ко­ личественные показатели часто теряю т убе­ дительность. Каждый экспонат — единст­ венный. Погубить хотя бы одну картину — величайшее преступление. Были, конечно, в России люди, стрем ив­ шиеся наладить реставрацию и хранение произведений искусства на самом передо­ вом для того времени уровне. Иначе мы не получили бы в наследство таких богатств, которыми теперь гордится наша страна. О бразцово поставил дело в своей галерее Павел Михайлович Третьяков. С тех пор многое изменилось, но выработанные им принципы остались незыблемыми. О днако далеко не всегда и не все р ус­ ские реставраторы проходили такую серь­ езную и строгую ш колу, как у Третьякова или в Эрмитаж е во времена Митрохина. С реди них было много случайных людей без вкуса, знания и умения. Такие рем ес­ ленники ремонтировали произведения ис­ кусства варварски. С колько погублено ими бесценных творений, сколько изуродовано! В 1915 году в П етрограде разразился скандал. Его вызвал посредственный, но са­ моуверенный реставратор Эрмитажа, ис­ портивший несколько картин. Он небрежно смывал тончайшие авторские л есси р о вки__ м азки, которы е стары е художники наноси­ ли поверх лака, чтобы углубить цвет и вы­ делить определенны е м еста. Вм есте с лессировками и лаком он убирал часть красочного сло я, а потом поправлял карти­ ну без учета манёры то го или иного жи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2