Сибирские огни № 04 - 1979
Гордость национального искусства репин ское полотно «Бурлаки на Волге» распласта лось на огромном столе в реставрационной м астерской Русского м узе я. Здесь, как в химической лаборатории, множ ество сосудов с разнообразными ре активами, м ензур ки , стеклянны е воронки, ф арф оро вы е ступки ... Немало и оборудова ния из арсенала физиков: установки ультра фиолетового света, фотоаппараты с набо ром различных фильтров, микроскопы, бинокулярные и обычные лупы ... Никелиро ванные щипцы, скальпели, шприцы, иглы, белы е халаты персонала напоминают опе рационную . С тоит в углу даж е бормашина с корундовыми и металлическими ф резам и. По со седству с медицинскими принадлеж ностями находятся предм еты , которым м е с т о — в столярной и слесарной м астерской: молотки, отвертки, клещи, гво зд о дер ... С ними, глядя со стороны , плохо совмещ а ю тся вещи дом аш него обихода — холодиль ник, пылесос, кастрю ли, тазики... Чего здесь только нет! А больше всего места занимаю т огромные столы , больше биллиардны х, с деревянными, фанерными и мраморными крыш ками. Д ля реставрации «Бурлаков на Волге» специально подгото вили стол с идеально ровной поверхностью , установили его строго горизонтально. По лотно освободили от рамы и подрамника. Мы привыкли видеть его на стене в зале м узе я, в окружении др уги х репинских ра бот. А здесь и обстановка иная, и угол зр е ния д ругой . «Раздетая» картина лежит под ярким светом софитов, вокруг со ср едо то ченные лю ди, похожие на хирургов... «Бурлаки на Волге» появились* на выстав ке передвижников в 1873 го ду. Картина потрясла современников страстным про тестом против угнетения народа, обличе нием бесчеловечности. П ередовы е люди России увидели в этом произведении см е лый, открытый вызов самодерж авию , всем у общ ественному строю империи. Вокруг полотна кипели споры, толпи лись зрители. Известный критик Стасов по святил ем у статью , в которой писал: «Ни ко гда ещ е горькая судьба вьючного лю дско го скота не представала перед зри телем на холсте в такой страшной массе, в таком гром адном пронзительном аккор де». Горячо откликнулся Достоевский: «Нельзя не полюбить их, этих беззащ итны х, нельзя уйти, их не п о лю бя.'Н ельзя не поду мать, что долж ен, действительно долж ен н ароду... Ведь эта бурлацкая партия б удет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится!..» Соверш енно иной была реакция прави тельства. Министр путей сообщ ения грубо выгова ривал Репину: — Какая нелегкая вас дерн ула написать эту нелепую картину? Как вам не стыдно выставлять онучи напоказ Европе на все мирных выставках? Репин действительно хотел отправить «Бурлаков на Волге» на м еж дународную выставку, которая устраивалась в том же году в Вене. Ц аредворцы испугались, что за рубеж ом увидят страшную жизнь р ус ского народа и уж аснутся ей. Да и от российского зрителя реакционеры хотели бы спрятать «крамольное» полотно. Мало то го , что оно будоражит столичных жите лей, так его ещ е повезут по другим горо д ам ... Спрятать, спрятать, чтобы никто не видел! Именно этого добился великий князь Владимир Александрович, носивший к то м у же титул вице-президента Академии худож еств. Он заплатил Репину за картину ещ е в процессе работы над ней. Поэтому художник не мог передать «Бурлаков» Третьякову, а им обоим очень хотелось, чтобы полотно попало в общ едоступную галерею . Но отказать великому князю было немы слимо. Гневное, обличительное произведение стало пленником царской семьи. Его пове сили в биллиардной, во дворце вице-пре зидента А кадемии худож еств. Гостям вели кого князя, высшим сановникам и знатным иностранцам, не было никакого дела до репинского ш едевра. Они гоняли шары по зеленом у сукну, вели светские разговоры , курили дорогие сигары ... И в клубах дыма гасли краски знам енитого полотна, заперто го от лю дей, для которы х оно создавалось. Когда игроки расходились, биллиардную проветривали, выстуживали. Потом жарко топили печи. А д ля живописи такие коле бания температуры губительны . Так про долж алось сорок четыре года! Лишь после Ф евральской революции «Бурлаки на Вол ге» стали достоянием Русского м узея. Жизнь в великокняж еском дворце, эва куация в Перм ь во время Великой О течест венной войны, да и течение лет, воздейст вие света, пыли, вибрации заметно состари ли картину. Лак сильно пож елтел. На нем сцементировался слой грязи. В результате колорит картины изменился. Голубое не бо, например, приобрело серо-зеленый от тенок. Д а и вся цветовая гамма стала тем нее, глуш е. По всей поверхности полотна прошли глубокие трещины . Все это и заставило хранителей Русского м узея задум аться: не пора ли реставриро вать «Бурлаков на Волге», чтобы предотвра тить более тяж елы е и трудно излечимые «болезни»? Провели химический анализ холста. Вы полнили съемки в косы х ультрафиолетовы х лучах. С делали рентгенограммы . Все эти материаль! обсудил реставрационный совет. Выяснилось, что полотно деформ ировалось, в красочном слое и грунте произошли раз рывы. Ж естки е края трещин стали заги- * баться. В нескольких м естах крохот ные кусочки краски осыпались. Ясно: необходим а техническая и худож ественная реставрация. С делать ее совет поручил Ананию Борисовичу Бриндарову. В Русском м узе е много квалифицирован ных реставраторов. Все они получили выс ш ее худож ественное образование. Это люди высокой культуры и больших знаний в различных областях науки, не говоря уж об истории искусства, его технике и техно логии. О таких лекарях картин в царской Рос сии мопли только м ечтать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2