Сибирские огни № 04 - 1979

ИЕКНЕЕТВП ХРАНИТЕЛИ Лекари картин В репинском зале Русского м узея волно­ вался посетитель — молодой человек с об­ ветренным лицом : — А гд е ж е «Бурлаки на Волге»? Я пол­ страны проехал, мечтал увидеть... И вот, по­ ж алуй ста,— пустая рама! — Картина в рабо те,— ответила деж урная по залу. — То есть как — в работе? Что значит — в работе? — На реставрации. — Несчастье случилось? — встревоженно спросил по сетитель.— Беда? — Не беспо кой тесь,— улыбнулась д еж ур ­ ная.— Просто картину лечат. Мы назы ваем ш едевры искусства бес­ см ертными, вклады вая в это слово двойной смы сл. Мы уверены : сколько бы ни прошло л ет, д есяти летий , веко в, наших близких и далеки х потомков б удут волновать, вдох­ новлять, учить великие произведения ис­ кусства. И ещ е мы убеж дены , что творе­ ния гениев б уд ут жить всегда. Но при этом забываем простую , хоть и грустную истину: картины, р и сун ки , скульптуры , как и все в м ире, подверж ены губительным ударам времени. Они неизбежно старею т. Лак, ко­ торым покрываю т м аслян ую живопись, по­ степенно тер яет прозрачность. Трескаю тся, коробятся краски вместе с грунтом , а иног- * да отслаиваю тся о т основы и осыпаю тся. Ветш ает и д еф о рм и р уется холст. Ж елтеет бум ага. Выцветает акварель. Становится хр упким , рассы пается гипс. М рамор тер яет природную б елизн у... При идеальны х условиях хранения в тщ а­ тельно оборудованны х помещ ениях можно лишь растянуть на столетия, но не прекра­ тить! эти естественны е процессы . А ведь часто произведения искусства поступаю т в 1 Продолжение. Начало в № 3. Геннадий Петров КРАСОТЫ м узеи в таком бедственном состоянии, что только неотложная и квалифицированная помощь м ож ет сохранита им жизнь. О тсы ­ ревшие, покры ты е плесенью , прорванные полотна... Размы ты е, ском канные акварели... Зам асленны е, закопченные рисунки... С ко ль­ ко таких экспонатов, находившихся на краю гибели, спасли советские реставраторы ! Виной таких несчастий бывали стихийные бедствия, войны, трагические собы тия. Но, пожалуй, чаще произведения искусства страдали от невеж ества, варварства, безо т­ ветственности их владельцев. С удьбы кар­ тин, попавших в руки м осковского ф абр и­ канта Брокера, напоминают древн егрече­ ский м иф о разбойнике П ро крусте, который обрубал или вытягивал ноги пленников по разм ерам своего ложа. Брокер был собира­ телем и одновременно истязателем живопи­ си и гравю р. Почти каж дую вещ ь он кале­ чил. Ем у могли не понравиться дерево , ш ля­ па или целая ф и гур а, и все это исчезало с холстов. Не задумы ваясь, Брокер обрезал и надставлял картины, м енял их ф о рм ат по своем у произволу. Д а что ф абрикант! Не меньш е вреда при­ чинил искусству царь Николай I. Император «любил» искусство, особенно нравилось ем у играть на барабане. Но и живопись он не оставлял без внимания. «По положению своем у в го судар стве я долж ен быть пер­ вым художником в стране»,— говаривал Николай Палкин и охотно показывал при­ дворным свое ум ение. П еред ним на моль­ берт ставили пейзаж какого-нибудь старо­ го м астера. Царь под восхищ енные возгла­ сы льстецов пририсовывал ф игурки пехо­ тинцев и кавалеристов. М ного сил потом потратили советские реставраторы , чтобы убрать с шедевров Эрмитаж а царскую мазню . Устранить причины и последствия р азр у­ шительных процессов, удалить все посто­ ронние наслоения, записи и приставки, вер­ нуть произведению первозданный вид, его молодость — д л я всего этого и нужны лека­ ри картин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2