Сибирские огни № 04 - 1979
ИЕКНЕЕТВП ХРАНИТЕЛИ Лекари картин В репинском зале Русского м узея волно вался посетитель — молодой человек с об ветренным лицом : — А гд е ж е «Бурлаки на Волге»? Я пол страны проехал, мечтал увидеть... И вот, по ж алуй ста,— пустая рама! — Картина в рабо те,— ответила деж урная по залу. — То есть как — в работе? Что значит — в работе? — На реставрации. — Несчастье случилось? — встревоженно спросил по сетитель.— Беда? — Не беспо кой тесь,— улыбнулась д еж ур ная.— Просто картину лечат. Мы назы ваем ш едевры искусства бес см ертными, вклады вая в это слово двойной смы сл. Мы уверены : сколько бы ни прошло л ет, д есяти летий , веко в, наших близких и далеки х потомков б удут волновать, вдох новлять, учить великие произведения ис кусства. И ещ е мы убеж дены , что творе ния гениев б уд ут жить всегда. Но при этом забываем простую , хоть и грустную истину: картины, р и сун ки , скульптуры , как и все в м ире, подверж ены губительным ударам времени. Они неизбежно старею т. Лак, ко торым покрываю т м аслян ую живопись, по степенно тер яет прозрачность. Трескаю тся, коробятся краски вместе с грунтом , а иног- * да отслаиваю тся о т основы и осыпаю тся. Ветш ает и д еф о рм и р уется холст. Ж елтеет бум ага. Выцветает акварель. Становится хр упким , рассы пается гипс. М рамор тер яет природную б елизн у... При идеальны х условиях хранения в тщ а тельно оборудованны х помещ ениях можно лишь растянуть на столетия, но не прекра тить! эти естественны е процессы . А ведь часто произведения искусства поступаю т в 1 Продолжение. Начало в № 3. Геннадий Петров КРАСОТЫ м узеи в таком бедственном состоянии, что только неотложная и квалифицированная помощь м ож ет сохранита им жизнь. О тсы ревшие, покры ты е плесенью , прорванные полотна... Размы ты е, ском канные акварели... Зам асленны е, закопченные рисунки... С ко ль ко таких экспонатов, находившихся на краю гибели, спасли советские реставраторы ! Виной таких несчастий бывали стихийные бедствия, войны, трагические собы тия. Но, пожалуй, чаще произведения искусства страдали от невеж ества, варварства, безо т ветственности их владельцев. С удьбы кар тин, попавших в руки м осковского ф абр и канта Брокера, напоминают древн егрече ский м иф о разбойнике П ро крусте, который обрубал или вытягивал ноги пленников по разм ерам своего ложа. Брокер был собира телем и одновременно истязателем живопи си и гравю р. Почти каж дую вещ ь он кале чил. Ем у могли не понравиться дерево , ш ля па или целая ф и гур а, и все это исчезало с холстов. Не задумы ваясь, Брокер обрезал и надставлял картины, м енял их ф о рм ат по своем у произволу. Д а что ф абрикант! Не меньш е вреда при чинил искусству царь Николай I. Император «любил» искусство, особенно нравилось ем у играть на барабане. Но и живопись он не оставлял без внимания. «По положению своем у в го судар стве я долж ен быть пер вым художником в стране»,— говаривал Николай Палкин и охотно показывал при дворным свое ум ение. П еред ним на моль берт ставили пейзаж какого-нибудь старо го м астера. Царь под восхищ енные возгла сы льстецов пририсовывал ф игурки пехо тинцев и кавалеристов. М ного сил потом потратили советские реставраторы , чтобы убрать с шедевров Эрмитаж а царскую мазню . Устранить причины и последствия р азр у шительных процессов, удалить все посто ронние наслоения, записи и приставки, вер нуть произведению первозданный вид, его молодость — д л я всего этого и нужны лека ри картин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2