Сибирские огни № 04 - 1979
тросточка, наделенная, оказы вается, огромными возможностями. Трость передавала сигналы р уке, и в воображении незрячей создавались окружавшие ее предм еты . В дан ную минуту Елизавета Дмитриевна представила себе ступеньки, в целом лестни цу. Она нашла ее перильца, спустилась на площ адку. Тросточка указала следующ ий сп уск. Внизу Трошина расправила плечи, освободилась от нервного напряжения и окликнула: — Вы гд е, мужчины? — И д ем !..— послышалось сверху. Арский нарочно притаился, пока ученица изу чала спуск. Что она упадет, можно было не опасаться. Первы е самостоятельны е шаги предельно осторож ны . Из практики Еф им а Аркадьевича определено совершенно точно, что первый путь, пройденный учеником б ез посторонней помощи, запоминается твердо раз и навсегда. Правда, излишняя са моуверенность некоторы х учащихся приводила к ко нф узу. Они блуж дали, натыкались на препятствия, попадали в ямы. — Теперь проверьте, что перед вами,— поучал преподаватель. Трость Елизаветы Дмитриевны во что-то уперлась. Проверив рукой, Трошина воскликнула: — Д верь! — П оздравляю с победой, Елизавета Дмитриевна! — постукивая палочкой о сту пеньки, сказал Колчин.— Я ползал ту т черепахой. Вы йдя из подъ езда, Арский подвел итог: — Д л я то го , чтобы закрепить пройденный участок, давайте, Елизавета Дмитриев на, повторим уро к. Я б уду ждать вас на площ адке у вашей квартиры . Постарайтесь за помнить количество маршей и поворотов. Он уш ел. Трошина стояла в полной растерянности. — Товарищ Колчин!..— ее зов походил скорее на призыв о помощи. «К уда он делся?» — обреченно подумала она, прибегая к последней спасительнице — к палочке. Теперь Трошина держ ала ее не двум я пальчиками, а всей пятерней, страш ась обро нить. Так бедствующ ий на воде держ ится за спасательный круг. Конец тросточки описал в пространстве д у гу , что-то задел . Трошина приблизилась. Д вер ь. Нашарила скобу, потянула на себя, вошла в п о дъ езд. Тросточка безошибочно вела к ступенькам , потом вверх по лестнице, к площ адке, опять к ступенькам , Арский чутко, на слух, следил за стукотком трости. Она то клевала по бетону, то ш аркала по стене, то ударялась о перила. Вот ее «деревянный голос» приблизился: — О тлично! — сказал преподаватель. — О й, это вы! Я от страха чуть не умерла! Восхож дение Трошиной было нелегким . Она шумно дыш ала. — Попробуйте найти свою квартиру,— Арский посторонился.— Передвиньтесь вправо, к стен е.— Он выждал, когда ученица выполнит задание.— Идите вперед. — Д верь! — И дите дальш е. — Впереди стена... — П р ав и л ьн о !— управлял А р ский .— Проверьте левее. — Д вер ь. Арский подош ел к ученице. — Ваша квартира. Зам етьте, вот зд есь, рядом с ручкой, специально прибита м е таллическая пластинка. — Неуж ели наша дверь? — с восхищ ением удивилась Елизавета Дмитриев на.— Здорово! Арский попросил ее полностью изучить п лощ адку. И услуж ливая память воздвигла декорацию по дъ езда того дом а, в котором Тро шина жила с м уж ем , который видела много-много раз. Звонок телеф она. Томилов взял тр уб ку: — С луш аю ! , !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2