Сибирские огни № 04 - 1979
— Пока запомните то , что освоили,— Н адеж да Васильевна не приняла иронии.— Позж е б у д е те ходить в столовую одна. — Вы переоценили мои способности и возможности. Спуститься по .лестнице, выйти на улицу и попасть в д р уго е здание... Бр-<р!— Трошина передернулась, Как от холода.— Никогда! Она не м о гла поверить, что за дверями квартиры м ож ет передвигаться без со провождающ его. Ильина взяла ее под р уку. — П ойдем те вм есте. — С вами вдвоем? — испугалась ученица. « — Вдвоем . — Вы ж е ... Ильина' перебила: — Не беспокойтесь, не заблудим ся. Как то лько дверь квартиры осталась позади, мрак, скованность снова охватили Трошину. Дом а, в крошечном пространстве, ко торо е она уж е начала осваивать, Елиза вета Дмитриевна чувствовала себ я спокойнее. Сейчас .она представила себ е, как светло вокруг и как она в этом белом дне вы глядит вроде покойницы, на нее обращают вни мание проходящ ие лю ди. Ильина дваж ды запнулась о бордюры дорож ки, у вхо да в столовую наткнулась на стену, лишь потом попала в дверь. Кто она, Н адеж да Васильевна? Незрячая женщина, такая ж е, как и Трошина. С уть у них тож е о д н а— несчастные. Пройти от дома без со пр о вож дени я— милостыня зримого м ира не велика. Просто механическое запомина ние расположения предм етов, дверей , лестниц, количества ступенек. Хотя бы сотку зр ения... Это совсем немного, а заменит .все. Человек видит немного, но он видит. П усть только то, что находится перед самыми глазам и, но он уже живет светом , крас ками, выражением лиц, звездной россыпью . Трошина обманулась утренними маленькими победками. Она забыла, что настоя щ ее заменить никакой подделкой нельзя. Из столовой она вернулась разбитой и угнетенной, словно Ильина сводила ее на показ, продемонстрировала всем ее немощ ность. — На занятие за вами послать? — осторожно спросила Н адеж да Васильевна, ког да они вернулись в ком н ату Трошиной. — Ни в коем случае! — р езко заявила та. Нет, она не мож ет, не хочет перевопло щ аться. Она не .расстанется с прежним, с о своей проф ессией. Одними мыслями будет жить — пусть леж а, она б удет мы сленно делать операции, лечить больных. Зачем ей нужно приспосабливаться? Ильина давно вышла. Она н е стала приставать к своенравной ученице. А ученица, те р яя логическую нить мы сли, делала какие-то свои сум бурны е выводы. Ваньку-встань ку можно свалить набок, он тут ж е поднимется. Так и тут. С колько ни приспосабливай ся, как ни прикрывай сле по ту, все равно она напомнит о себе, вернет к прежней б е з ы сходности. Трошина бросилась на кровать, обхватила подуш ку, заскрипела зубам и: «За что на мою голову свалилась такая беда!..» — Можно? Трошина прислуш алась. — Можно? — повторил м уж ской го ло с. Елизавета Дмитриевна се л а, см ахнула слезы . — Я никуда не пойду, товарищ д и ректор ! Никуда! Вы зовите маму, я не желаю учиться! — Я никакой не д иректор ,— остановил мужчина запальчивую ти раду хозяйки ком наты. Он ш аркающ им ш агом прошел влево, потом к окну. Брякнул с ту л .— Разреш ите сесть? \ Елизавета Дмитриевна рассеянно отозвалась: — П ож алуйста... С ади тесь... Но я не знаю , кто вы? Гость сел. — Я — Анатолий К о л ч и н— такой ж е , как вы, ученик этого заведения, в числе тех, кто имеет ограниченную ориентировку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2