Сибирские огни № 04 - 1979
— А Иван Иванович? С ергей не ви дел, как Аня сокруш енно м ахнула рукой. — М учился, м учился, бросил. Говорит: «Как поставлю перед собой м икрофон, так словно д еревенею . Ни буквы , ни точки не вижу и горож у околесицу». Мама ем у говорит: «Ты язык-то другим концом переставил, он не выговаривает». С ергей расхохотался. — Бедный Иван Иванович! За м у к и — и такая ирония.— Он взял захваченную с работы папку.— Ты развеселила м еня. А знала бы, каким я пришел. Старались, ста рались, из кожи лезли, чтобы сделать все как лучш е, и — на т е б е !— сю рприз. Первая же ученица и чихает на все. Прочти. Я специально прихватил д ля тебя. Вот ее дело. П еред ней я оказался профаном . Что б уде т с остальными — не знаю . Аня прочитала выдержки из писем и уж аснулась. — Бедная женщ ина!.. Врач. С ама окулист и осталась без гла з. Как ж естоко! Ты прости ее. Не надоедай нравоучениями, терпи. Оценка вашему тр уд у придет позж е. Слышиш ь, какое у нее состояние? Крик д уш й . Вы , мужчины, такое переносите легче. Ж енщ инам тр удн ее. Прошу тебя, отнесись к ней по-особому. Не по-директорски, не по-казенному, а по-человечески. ГЛАВА ШЕСТАЯ Ш кола возвращ ения к жизни слепы х заполнялась учащимися. Они прибывали с Ур ала, с ю га, из Заполярья, прибывали люди, разные по возрасту, образованию , при способленности к жизни. Всю ду стало лю дно. Начат путь, начато движение. Что там впереди? С ергей успевал запоминать лишь самое необходимое из данных характеристик и биографий будущ их учеников. «Потом р азб ер усь. Потом , с каждым по-настоящ ему познакомлю сь». Одни вы ходили, тут же входили д р уги е. Одни молчаливые, ф л егм а тичные, вторые болтливые, любившие при удобном случае почесать языки, третьи зам кнуты е, переполненные сарказм ом . Этим лишь бы улучить момент, чтобы вставить шпильку. Были и такие, которые вели себя корректно, на вопросы отвечали охотно, на ш колу смотрели по-доброму. Томилова интересовала причийа потери зрения, и он удивился, ско лько всяких случайностей подстерегаю т человека и его глаза. Глауком а — коварная, хитрая болезнь. Кто ее заметит во вр ем я, считай, том у по везло. Подрывник перепутал шнуры, и тот ящик с толом , который до лж ен взорваться в скале, остался целым , а разорвался второй, находящ ийся рядом ... П редседатель колхоза рано утром на мотоцикле объезжал поля. Плотный туман окутал речуш ку. П редседатель знал каждую тропку, м ог передвигаться в темноте. Он направил мотоцикл на м о сти к, а оказалось, вчера вечером его разобрали на ремонт. Мотоцикл свалился в р ечуш ку... Водитель жив,, а глаза... Пятнадцатилетний паренек катался на лыж ах, упал, наткнулся на палку... А сколько слепы х от рождения? Они вообще не имею т понятия о свете, красках. Д ля них зримый мир м ертв. Его про сто никогда не было. Последний за сегодняшний день ученик оказался любопытным экзем пляром . Военный летчик. Вот и война ещ е д ает о себе знать. Э тот ветеран — ее живой свиде тель. Война давно кончилась, а страдания человека остались. Не зажили раны. Летчик живет, поскольку надо жить. Его здоровы е руки, ноги, голова, по его понятию ,— ни кому не нужные атрибуты. «Завтра побеседовать п о др обн ее»,— записал себе в памятку директор . Он позвонил Ильиной: — Здравствуйте, Н адеж да Васильевна! Как у вас дела? Ильина рассм еялась: — Так ж е, к а к у вас. Занята по горло. Третий день не обедаю . Томилову хотелось поругать ее за самоистязание, но промолчал. Он сам обхо дится без обеда не один день. — О Трошиной что-нибудь новое скаж ете? — спросил он.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2