Сибирские огни № 04 - 1979
— С ко лько она б е з зрения? — спросил он Катю . — М есяц. — М есяц ...— повторил Томилов. И это прозвучало как эхо. Томилов беспокойно ходил по кабинету, прислушивался, когда за дверью про звучит незнакомый голос той женщины, о которой узнал только что по отрывкам из ее писем. Он подбирал вопросы, утешения и тут ж е все перечеркивал. Получалось не то — сухо, по-книжному, наигранно. К нему долж на была войти врач, сама когда-то прибегавш ая к утеш ениям и уговорам . — Здравствуйте! — отрывисто сказала, входя, Трошина. — П роходите. С ади тесь, пож алуйста,— пригласил д и р екто р .— Катя, проводи.— Ш аги к сто лу. О тодвинут стул. С ела.— Как доехали? — спросил он с теми мягкими ин тонациями в го ло се, с которыми обращ аю тся к близким знакомым . —■Спасибо,— с некоторым удивлением ответила Трошина. — Как вас устроили? Вы довольны? — Я много не тр ебую ,— голос женщины неприветливый, капризный, злой.— Меня почти насильно привезли... М ама уговорила. Ради нее... — Ну зачем вы так! — подхватил Том илов.— Вам у нас понравится. — П р ед упр еж д аю : без всяких там агитаций. Не м огу слышать убаюкивающие проповеди. Я достаточно взро слая, чтобы иметь собственные, неприкосновенные по нятия. — Мы зд есь, Елизавета Дмитриевна, ничьи убеж дения не отнимаем . У нас цель д р угая — помочь...— Томилов старался не задеть самолюбия ученицы. — Тож е не надо. Бесполезно,— перебила собеседниц а.— Ничего не надо! Я для мамы о тб уду срок заклю чения и все. С меня достаточно. Помогайте д ругим ! На меня врем я не тратьте. Томилов начинал тер ять ниточку беседы . «Вот он, первый крепкий ореш ек! Попробуй раскуси. Д а, личные примеры хоро ши в бою , гд е уго дно , только не для этой женщ ины». Томилов не знал, расспрашивать ли дальш е о ее жизни, чтобы выведать, чему бы она хотелал научиться. — Вы ориентируетесь? Ну, хотя бы в передвижении? — спросил он. ' П од Елизаветой Дмитриевной проскрипел стул. — Я не червь, чтобы ползать! — обиделась она.— Прош у, проводите м еня до двери . С транное сравнение: Томилов в первые дни слепоты тож е отож дествлял себя с червем . . , В приемной Катя взяла Трошину под руку, повела в общ ежитие. Директор позво нил Ильиной: — Н адеж да Васильевна! П сихолог из меня никудышный. Первый ученик — и сразу провал. Пож алуйста, возьмите под личную опеку. М ож ет быть, у вас получится лучше. П усть она временно поживет под вашим наблю дением . В одиночестве, кто знает, какие мы сли придут ей на ум. Как только Трошина вошла в квартиру, Н адеж да Васильевна тут ж е поняла, что она не им еет даж е элем ентарны х навыков ориентировки, никогда не прибегала к са мообслуживанию . Лю бящ ая мама нянчила, оберегала ее покой. Трошина даж е не по пыталась снять плащ , повесить его. — Идите к о мне, поинтересуйтесь, как я живу. Трошина не сдвинулась с м еста. — Странно, куда ж е я пойду? Н адеж да Васильевна тож е не д вигалась. — Идите сю да, не бойтесь. Идите на голос. И дите, (идите! Я буду непрерывно говорить. Настойчивость Ильиной, ее нетерпение заставили Елизавету Дмитриевну повино ваться. Она ш аркающ ей походкой приблизилась к дверном у п р о ем у, опросила: — Гд е вы? — Идите прямо! С м ел ее, сю да, сю д а,— подсказы вала Ильина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2