Сибирские огни № 03 - 1979

у к н и ж н о й полки. 191 вьгм и новым «почему» и, соответственно,— к «потому». По существу, этот путь был Путем в Незнаемое. Бесхитростный щ простой сюж ет, п е р е ­ сказанный только «то, м составляет содер­ жание к н и г и Риммы К ош урниковой. Не­ большая эта книга привлекает к себе внимание и вызывает необходимость по го ­ ворить о вещах, выходящих за пределы пересказанного сюжета и, тем не менее, имеющих к нему самое непосредственное отношение. врем я, в кото р о е мы живем , отмечено одним из самых удивительных в истории человечества явлений — научно-технической революцией. Крупнейшие технические и тех­ нологические перевороты со п р овож д аю т поток научных открытий, каж д о е из кото­ рых превосходит .все предсказанные ранее масштабы. Наука развивается сейчас такими темпами, о которы х не м огли даже мечтать классики естествознания, жившие в хроно­ логических границах прежних веков. Из­ вестно, что непрерывно нарастает ко л иче ­ ство научных разработок и неуклонно сокращается время м еж д у появлением научных новшеств и их практической реали­ зацией. Все это привело ко м ногим неожиданным последствиям. О дно из таких последствий— нарастание инф орм ационного потока, не­ прерывно циркул ир ующ е го в обществе. Львиная доля этого потока состоит из науч­ ной информации. Ее стало так м но го , что .педагоги хватаются за голову: ш кольные пр о гр ам мы давно перестали вмещать все то, что нужно познать будущ ем у граждани­ ну на ш кольной скамье. Сказанное легче понять, если сослаться на следующее об­ стоятельство: в наши дни ученый в состоя­ нии освоитЙ лишь от 2 д о 10 процентов всей необходимой ему информации. В сложившейся ситуации выход только один: .придумать такие пути передачи на­ учных знаний, которы е помогали бы тради­ ционным методам выполнять важнейшую социальную задачу, поставленную П ро­ грамм ой КПСС: превратить м ировоззрение каж д о го гражданина нашего общества в подлинно научное. И тут на помощ ь чело­ веку пришло одно и з старейших открытий человеческого духа — литература. Не случайно так активно возрос интерес к .научно-популярной литературе. П о пр о ­ буйте купить книги Владимира Орлова, Бори­ са Ляпунова, Даниила Данина, Бориса Воло­ дина и других популяризаторов н а у к и !. Несмотря на довольно большие тиражи, книги, популярно рассказывающие' о науке, расходятся молниеносно. Наряду с научно-популярной литературой в последние годы сложился и активно раз­ вивается новый ж а н р , порож денны й второй половиной двадцатого века -— ж анр научно- художественной литературы, к а к бы .впитав­ ший в себя особенности художественной и научно-популярной. Работать в этом двой­ ном жанре, естественно, намного труднее. Поэтому ка ж д о е .новое произведение, с о з­ данное в рамках научно-художественной литературы, нуж но всячески приветство­ вать. Римма Кош урникова взялась за решение далеко не простой задачи — написать книгу о науке, которая была бы понятна и инте­ ресна малышам. Ясно, почем у сделан вы ­ бор именно та ко го адресата — для того, чтобы подготовить б уд ущ е го гражданина к активной ж изни в сегодняш нем бурном , на­ сыщенном информацией мире, надо начи­ нать делать это как м ож н о раньше. Н е ко то ­ рые педа го ги даже считают, что обучение в старших группах детских садов д олж но включать в себя элементы серьезной учебы со всеми вы текающими последствиями. Итак, адресат выбран удачно. Теперь осталось столь ж е удачно выбрать способ рассказа, которы й стал бы клю чом к внима­ нию ю но го читателя, заставил бы его заин­ тересоваться книгой, рассказывающей не о ж учках и паучках, а о чем-то куда более серьезном и тр уд ном для понимания. М н о ­ говековой опыт м ировой педагогики под ­ сказывает такой путь, это — игра. Заставляя юных читателей принять уча­ стие в игре, .которой заняты ее герои, Римма К ош ур нико ва незаметно втягивает их в обсуж дение вопросов далеко не дет­ ско го свойства, вопросов, носящих весьма серьезный и принципиальный характер. Речь идет о законом ерностях, господствую ­ щих в объективном материальном мире. Гравитация ,и косм о го ни че ские теории, плот­ ность вещества и .свойства врем е ни-про ­ странства... Все это очень важно и все это очень непросто. Чтобы рассказать о таких сложных категориях, да еще таким, прямо о каж ем , неподготовленным читателям, не­ обходимы три условия — .прекрасное «вла­ дение предм етом », то есть собственные глубокие знания в данных областях, умение популярно говорить о сложных проблемах и, наконец, умение разговаривать с детьми с уважением и доверием , не впадая при этом в дешевые интонации сладенького сю сю канья. Думается, что .Римма Кош урникова обла­ дает всеми этими чертами. Как заметил выдающийся статистик и социолог О. М о р - генш терн, «наука есть не что иное, ка к не­ преры вное стремление правильно поставить вопросы и найти затем ответы на них. При этом вопрос часто значит больше, чем от­ вет». А втор книги «Возьмем атом величиной с дом » умеет заставить своих героев поставить вопросы и затем вместе с ними отыскивает ответы. При этом надо отм е­ тить, что Р. Кош урниковой удалось неплохо передать строй детской речи, простоту и точность мышления, присущие этом у во з­ расту. Хочется верить, что новую книгу м ол о­ д ого популяризатора с интересом встретят ребята. Хотя, конечно, она и не свободна от недостатков. В кн и ж ке , к сожалению , есть следы спеш ки, авторской и р е д а ктор ско й небрежности. Несколько примеров. Вряд ли м ож н о сказать о М еркури и, что он расположен «ближе всех от светила»: если «ближе всех», то уж , конечно, «к светилу». У тверждение, что «Венере не так ж а р ко : она почти вдвое дальше от Солнца, чем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2