Сибирские огни № 03 - 1979
тив начальника партии Заварзина, который преступно медлил со спасением пропавше го в пургу геолога. Через несколько дней девушка уедет домой — не только убедив шись в невиновности Заварзина, но и узнав «неправильное» чувство — любовь... Она родилась незаметно — в общем радостном процессе обновления души. В. Мазаев не пишет «счастливый конец» — он не торопит события, даже не говорит ничего об отно шении Заварзина к Мерцаловой. Но он показывает главное. И редкое. Всплеск, зарождение чувства, которое м огло не родиться. К отором у еще расти и креп нуть... Приведем еще пример того, как индиви дуальность писателя определяет выбор жанра. Рассказы Зинаиды Чигаревой очень близки классической поэтике новеллы. В них м ного не ож ид ан но го— и во внеш нем, и во «внутреннем» сюжете. Сюжеты эти выстроены четко, тщательно. Невольно вспоминаешь: 3. Чигарева начинала в дра матургии; ее пьесы ставились сибирскими театрами, шли на Центральном телевиде нии. Отсюда, от драмы,— тяготение 3. Чи гаревой к напряженной коллизии, к скр у пулезному отбору деталей, которые непре менно должны «работать» на авторский замысел. Размышляя над книгой «Свет мой яс ный», по-своему итоговой для 3. Чигаре вой, не раз спрашиваешь себя: с чем свя заны неожиданные открытия у автора? Опять-таки с узнаванием человека. Люд ские души не менее таинственны, чем даль ние страны,— открывает для себя на скло не лет героиня рассказа 3. Чигаревой «Земля Неизвестная». Эту истину прозаик отмечает, наблюдая за многими своими персонажами. Примечателен в этом смысле рассказ, на званный по имени героини — «Маша». В «фокусе» повествования — один день м о лодой женщины. Маша — маляр. Мы видим, как уверенно и споро работает она кистью. Нам интересно следить за ее мыслями — о доме, о производстве, о людях из своей бригады. Наконец, о хозяйке квартиры, ко торую она сейчас ремонтирует,— тоже еще молодой женщине, чья жизнь так не похо жа на ее, Машину. Ш кафы с книгами. Тоска по детскому смеху и плачу. М уж где-то в аспирантуре... На этом рассказ м ож но бы ло бы закончить. Уже передано состояние души человека, уже ненавязчиво очерчен интересный характер рабочей закалки. Но 3. Чигарева делает еще несколько штри хов, весьма для рассказа важных. Вот М а ша идет домой, и, оказывается, там ж дут ее трее детей и м уж , несколько лет уже прикованный к постели после аварии. Если бы 3. Чигарева сообщила эти подробности жизни Маши раньше, рассказ м ог бы полу читься сентиментальным. Но автор не «на жимает» на голос, не требует и от читате ля непременного сочувствия к героине. Да Маша и не нуждается в этом; мы уже по- няли, что познакомились с действительно счастливым человеком. Драматизм в рассказах 3. Чигаревой — это часто именно драматизм деталей. М но гозначительных. Неожиданных. Высвечива ющих целое... Брат и сестра похоронили мать (рассказ «Платок для матери»). Вот они долго сидят вдвоем в знакомой с дет ства комнатке в старом доме. Грустно: ско ро сюда придут чужие люди; скоро они уедут — теперь уж е навсегда — в разные города, куда забросила каж дого из них судьба. «И что это за жизнь? — вдруг во прошает дочь.— Живет человек, к чему-то стремится, чего-то ждет... А потом что? Ни чего. Пустота. И мать... Все, чего она до стигла,— закуток с надписью: «Выдача к о р респонденции до востребования». Но неожиданно дети получают ответы на свои вопросы. Перебирая старые вещи, они открывают то, чего, оказывается, ни когда не знали — жизнь самого близкого им человека. Открывают любовь и юность матери, промелькнувшие на пожелтевших фотографиях. Ее несбывшиеся мечты: вот учебник хирургии, так и оставшийся недо читанным; из-за детей мать не смогла вы учиться даже на фельдшера. Ее сокровен ную внутреннюю жизнь, которая отрази лась в немного странной подборке книг на этажерке: Пушкин, Надсон, А. К. Толстой, И. Стоун... Ее горделивое достоинство: как не почувствовать усмеш ку матери, когда берешь в руки ко р о б ку с огром ным запа сом совершенно новеньких женских плат к о в — и сын, и дочь, особо не раздумывая, присылали их ко всем праздникам. А мать ни разу ничего не сказала, хоть не любила платков: она всегда носила выцветший се рый беретик... Конечно, этот «групповой портрет» кем е ровских прозаиков не во всем полон и то чен. Во-первых, потому что творчество ку з - бассовцев вовсе не ограничивается одним жанром . Во-вторых, и потому, что в статье шла речь о лучших рассказах, которые во шли в своеобразное «Избранное» кем е ровских рассказчиков. Надо ли завершать эти заметки итоговой фразой? Итоги подводят в конце пути. А прозаикам Кузбасса идти дальше. К ма стерству психологического анализа. К те мам и проблемам, которые, не уставая, приносит новый день. Так что подумаем лучше о том, каким будет этот «групповой портрет» завтра. Е. ЦЕЙТЛИН Римма Кошурникова. Возьмем атом вели чиной с дом . Зап.-Сиб. кн. изд., 19/7. Веселые мальчишки Алеша и Дима д ру жили с большим ученым Ю рием Николае вичем. Они непрерывно атаковали его своими бесчисленными «почему», касавши мися всего на свете, м играли с ним в шах маты. Но однажды братьям пришла в голову новая сногсшибательная и д е я— слетать в Космос. И тут Ю рий Николаевич им вместо себя предоставил оригинального помощ ни к а —■Бумку, или Большую Умную Машину. Озорная троица отправилась в путь, который постоянно приводил ¡их ¡ко все но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2