Сибирские огни № 03 - 1979
кабре 1973 года В. Чугунов погиб в авто мобильной катастрофе. Он начинал на редкость ярко; его крестным отцом был мастер рассказа Сергей Антонов. Чугунов успел не так м ного: выпустил в Кемерове две тоненьких книж ки, несколько незавер шенных вещей осталось на его письменном столе... Есть своя закономерность в повседнев ной жизни лю бого литературного жанра: его традиции и «память» неизменно м но жатся на «идеи времени». Читая рассказы кеМеровчан, вновь убеж даешься в этом. Рассказ, к примеру, всег да умел «сжать» человеческую жизнь до нескольких напряженных дней или даже часов. Сегодня эта способность жанра осо бенно важна. Именно так часто рождается одна из самых характерных ситуаций со временного искусства— ситуация нравст венного выбора. Как многообразна эта ситуация в совре менном рассказе! Олег Павловский возвращает нас к пос ледним месяцам войны. Еще льется кровь, еще находят свои цели и пули и похорон ки. А для девятнадцатилетнего солдата Кости война уж е закончилась;' он думает уже только о будущем: пусть получил тя желое ранение, но ведь остался жив! И уже работает бывший солдат на стройке и даже едет вербовать по деревням людей, кото рых так не хватает на строительстве... Где же здесь выбор? Выбор, м ежду тем, очень серьезен. Это традиционный на все време на выбор жизненной дороги. Там, на фрон те, Косте было все ясно. Здесь, в тылу, он часто теряется от недоуменных вопросов. Не может понять: почему «не нюхавший пороху», весь обтекаемый, как произноси мые им общие фразы, начальник отдела кадров Горлушин заставляет его, Костю, идти на обман? Он выбирает путь правды. Хоть и мечтает об отрезе шевиота, обещан ном за удачную вербовку и уж е предназ наченном Костей на первый в его жизни штатский костюм . Герой ведет мысленный диалог с солдаткой, искренне желающей ему легкого пути: «Ну, как ей объяснишь, что правда — это главное в нашей жизни, что она человеку, может, больше хлеба нужна». Мы видим в рассказе «Трудно, па рень...» благородство, чистоту, безуслов-, ность и даже категоричность выбора. По нимаем: а°йна не только приносила стра дание и горе, но еще и формировала людские характеры. Если вь|бор Кости происходит в сфере общественной, социальной, то выбор героя рассказа Виктора Баянова «Нежданный по ворот» полностью связан с личным, интим ным существованием человека. Герой В. Ба янова тоже юн. Но, как пишут в ремарках драматурги, здесь «время д ействия— наши дни». Ах, до чего же легко и просто ж и вется сельскому трактористу Леньке! «Сле ва из-за кепки кудрявится белесый чуб с отливом в золотую пшеничную спелость». «Форсисто» ездит Ленька на своем «Бела руси», а по вечерам играет на гармош ке в клубе... И старается он вообще не думать о том, что его любит беззаветно и отчаян но женщина с непростой судьбой, с «тоск ливой сухой синевой» в глазах. Почему Ленька решает на ней жениться? Почему это решение приходит к нему во время трагического случая на охоте, когда герой едва не тонет в болоте? Просто на пороге смерти Ленька понимает то, что, может, понял бы потом, после, через не сколько лет: краски мира далеко не так радужны, как ему сейчас кажется. Он вдруг понял чуж ую неприкаянную жизнь, глубину чужой любви. Ф ормы организации жизненного матери ала в рассказе разнообразны . Они во м но гом зависят от творческой индивидуально сти писателя, во м ногом диктуются заботой автора о том, чтобы в незамечаемых нами буднях читатель неожиданно увидел при вычное и открыл для себя — человека, ха рактер или новое ж изненное явление, пр о б лему. Новеллист не вправе позволить себе «разбег» в несколько десятков страниц: здесь открытие долж но произойти сразу, немедленно. Интересно следить за тем, как биография писателя определяет выбор • ж изненного материала. Но, пожалуй, еще интереснее наблюдать, как худ ож ник ищет свой пово рот к общей теме искусства. Закономерно, например, то, что Влади мир Власов м ного пишет о геологах: в те чение долгих лет он руководит геологиче скими партиями на Алтае и в Кузбассе. Однако для нас примечательнее созна тельный уход автора от стереотипных, псев- доромантических описаний геологических будней. Рассказ В. Власова, напечатанный в коллективном сборнике кузбассовцев, на зван довольно резковато — «Мерзавец». Так, с легкой руки мастера Д орош енко, прозвали геологи орленка, чудом попавше го в экспедицию и неожиданно здесь при жившегося. Естественный юмор, лиризм, естественная напряженность повествования связаны именно с этой необычной ситуаци ей. Что перед нами — рассказ анималиста? Нет, речь здесь не о том, ка к подружились вольная птица и человек. Хотя в рассказе есть и своеобразная «психология» этих от ношений м еж ду орлом и привязавшимся к нему шебутным пареньком Васькой Ж ез ловым, и подробности, замеченные взгля дом натуралиста. Безусловно лишь одно: история с орлом — это та призма,, которая необычно преломляет нё только характеры и быт, но даже сами отношения людей на производстве. Рассказ, ка к известно, не терпит суесло вия. И тем более отрадно, когда писатель добивается необходимой краткости с по мощ ью чисто стилистических средств. Вот рассказ Владимира Измайлова «Закон тай ги». На первый взгляд, кажется, что сама тема требует размаха, «исторического фо на». М ож но написать огромный роман о том, как изменилась жизнь шорцев после революции, как изменились пресловутые «законы тайги». В. Измайлов написал об этом сравнительно небольшой рассказ. Си дят за чаем два старика-шорца; один — хо зяин, другой — гость; один — старый охот ник, другой — бывший шаман, ныне — бра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2