Сибирские огни № 03 - 1979
поток обильно выносит к читательским бе регам книги рассказов. Персональные и коллективные. Дебютантов и маститых. Книги, вышедшие в прош лом году в Ке м ерове, типичны в этом потоке. В них — дни нашей жизни, запечатленные в жанре рассказа. В них, ка к справедливо говорится в предисловии к сборнику «См отрю в твои глаза», есть «коллективный портрет» совре м енника. Добавлю : мы находим здесь и своеобразный «групповой портрет» писате лей Кузбасса. Портрет достаточно харак терный, так как рассказ явно «доминирует» в творчестве местных литераторов. Порт рет «ретроспективный» и одновременно продолжающ ийся. Ведь в том ж е сборнике «Смотрю в твои глаза» представлены рас сказы как опытных писателей, так и д е бю тантов; представлено, кстати, и творчество прозаиков, которы е уже не живут в Сиби ри, но м но го и плодотворно работали здесь (Г. Немченко, В. Измайлов, О. Пав ловский). Портрет худ ож ников слова в ж а н р е рассказа тем более интересен, что рас сказ р е зко выявляет м но го е : разные творческие индивидуальности и судьбы; попы тки худ ож ников слова уловить д виж е ние времени и органическую потребность писателей не забыть о тех, кто шел д о р о гой литературы раньше — в частности, не забыть о традициях русско го классическо го рассказа. Сначала выделим именно эту черту в «портрете» кузбассовцев. Задумаемся, в чем проявляется их обращение к классике? Ответ очевиден: в гражданственности, в гуманистическом пафосе лучших произве дений, а иногда даже... в самом сюжетном строе. «Что за наваждение!» — быть может, вос кликнет читатель, познакомившись с рас ска зом Екатерины Д у б р о «Кто-то с м оло точком». Да, события, происходящие здесь,— сплошная фантасмагория! Жителей м аленького городка, а точнее — одного до ма в Пестром переулке будит по ночам стук в дверь; но... за дверью никого нет. Люди, преодолевая стыд, рассказывают д р уг д ругу о происш едш ем ; люди выбива ются из привы чного ритма жизни. Выпиво ха Колокольчиков перестает «закладывать за галстук». Д о м ко м Полина Викторовна, поначалу скептически улыбавшаяся, лихора дочно думает о причинах явления: «Может быть, вирус ка ко й , не раскры тый еще на укой? М ож е т быть, зл окозненны е происки реакции? А что? Учинили эксперимент, и сперва на таком неприметном, скром ном объекте...» Рядом с вопросами, которы е м учаю т героев, естествен и вопрос читате ля: чему ж е служит столь щ едрый автор ский вымысел? Для чего вся эта «мистифи кация» а в е к НТР? Вы уж е догадались? В сюжетны х 'постро ениях рассказа «материализуется» извест ная, выстраданная мысль Чехова: за дверью довольных собой людей всегда должен стоять «кто-нибудь с м ол оточком » — по стоянно напоминать «стуком , что есть не счастные...» Фантастические элементы о р ганично вплетаются в художественную ткань, в рассказе «Кто-то с м олоточком» они служат извечной цели искусства — про буж д ен ию в человеке человеческого: души героев «оттаивают», поистине оживаю т... Герой рассказа А Волошина «Веточка» не нуждается в том, чтобы « кто-нибуд ь с м о лоточком» напоминал ему о возм ожны х несчастьях: в молодости у Петра Сергееви- 'ча умерла жена, оставив ему только что родивш ую ся дочь. Рассказ А . Волошина четко разделен на две части, мы словно видим две фотографии о д н о го человека: только начавшего работу в шахте инжене ра и — нем олодого, опы тного р уко во д ите ля го р н о го дела. М еж д у фотографиями — нескол ько десятилетий: наивная, п р екрас ная пора юности; поэзия и энтузиазм пер вых пятилеток; горькие утраты войны, ра дость победы ; обретенная с годами м уд рость... Вместе с читателями автор как бы всматривается в «снимки» героя, убеждает ся: человек стал старше, но не постарел душой, он обрел «гордое, светлое счастье», но п о -п р еж н ем у далек от сам о успо ко е н ности... Естественно, что писатели Кузбасса м но го пишут о шахтерах. Хорош о, что пишут, думая не о ко н ъю н ктур е — думая о людях и проблемах бытия. Они показываю т и по эзию ш ахтерского труда, но только видят эту поэзию не в «параднои-красивы х кад рах за е зж его кинооператора; видят: эта поэзия Йнастоена» на тяжелой работе. Такая поэзия есть в рассказе Виктора Чу гунова «За черными розами». У ж е в назва н и и— емкая метафора. Черными розами называет уголь сын о дного из персонажей; ради черных р о з он пошел учиться на го р няка. Черный цвет для героев рассказа — это цвет родной земли, с ко торой они о щ у щают осо бую и кр е п кую связь; розы же — символ их ежедневной победы в забое. Читатель застает героев В. Чугунова в тот момент, когда они, выражаясь их проф ес сиональным язы ком , «садят лаву». Мы ви дим здесь сложный производственный п р о цесс, которы й на этот раз не во всем п р о текает удачно; герои даж е рискую т ж изнью . О д нако пр о за ик уходит от соб лазна заострить сюж ет — он обходится без аварий и чрезвычайных происшествий, к о торые так любят авторы, рассказывающ ие о производстве... В. Чугунов принципиаль но показывает только будни. И людские характеры он выявляет совсем п о -д р угом у. Мы м но го е узнаем о героях по тому, как слушают они в забое «тонкий» звон земли, к а к шутят, о чем не договариваю т... Вот, например, начальник смены — цыган, по на циональности — вдруг рассказывает м о л о д ом у го р н ом у мастеру обычную и стран ную историю своей ж изни. Рассказывает торопливо, будто боясь опоздать. Тот вни мательно слушает и вд руг понимает: на чальник смены говорит для того, чтобы не уснуть — он уж е сутки не выходил из шах ты. Из этих противоречивых, но по-настоя щ ем у жизненны х деталей и рождается рас сказ. Без «камуфляжа», но и без натура лизма. Поэтичный и мужественный. Н есколько слов об авторе. Он сам был шахтером. Совмещал работу го р н о го ин ж енера с работой писателя. Был... В де
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2