Сибирские огни № 03 - 1979

целостности», и предлагает свою концеп­ цию стилевого развития советской литера­ туры, в которой от истоков д о поры зрело­ сти, во времена трудные и на новых .взлетах остается неизменной сложная диа­ лектика двух начал: «изобразительности» и «истолковывающей художественной мыс­ ли», «объективного повествования» и «субъ­ ективированных повествовательных форм». Исследователь убедительно показал, что на первых .порах эти начала вступили в «на­ пряженное стилевое противоречие». По­ требность говорить об эпохе язы ком рево­ люции привела к стихии языка, «ненорми­ рованного литературной традицией», к тому, что слово становилось элементом худ ож е ­ ственной конструкции. А эпоха требовала не только этого, но и активного ее ос­ мысления. Ей было необходимо, чтобы пи­ сатели, поднявшись до господства над ма­ териалом, помогли бы духовному росту миллионов. «Полное ошеломляющ ее дове­ рие к действительности» не утоляло ж аж - . ды постичь «мировосприятие народа, пере- жившегЬ революцию и изменяющегося в процессе революции». Как обозначились эти процессы в творчестве очень разных писателей — Вс. Иванова, М . Зощ енко, А. Ремизова, В. Ш иш кова, К. Федина, Л. Ле­ онова, П. Романова, Н. Никитина и других писателей— интересная, увлекательная стра­ ница в книге Г. А. Белой, обнаружившей не только дар проницательного исследовате­ ля, но и тонкого стилиста. О собое место занимает в книге характе­ ристика романа А. Фёудеева «Разгром», со­ ставившего целую эпоху в становлении но­ вого типа психологического анализа в со­ ветской прозе. Разговор об этом в конце первой главы логически подводит автора монографии к размышлениям об «автори­ тетном» стиле (определение М . Бахтина), утверждаемом , по мысли Г. А. Белой, А. М. Горьким и М. Ш олоховым . М ожет быть, трудно вслед за автором м оногра­ фии так безоглядно принимать определе­ ние «авторитетный» стиль. Термин этот зву­ чит слиш ком обще, приблизительно, каж ет­ ся стертым. Но то, что за ним стоит, нельзя не принять. Думается, что Г. А. Белой удалось показать реальные плоды взаимо­ действия А. М . Горького с литературным процессом начала революции и убедить читателя в том, как значительны были от­ крытия великого художника слова для по­ следующих судеб литературы. Современное литературоведение в дол­ гу перед А. Горьким в том смысле, что ос­ воение богатств его прозы идет медленно. Будто все заворожены авторитетом писате­ ля и не решаются разъять его прозу тон­ ким скальпелем. А потребность в этом на­ зрела. Давно необходимо на конкретном материале выявить, чему учился великий гуманист у своих младших собратьев по перу и что именно обусловило значимость его стиля в процессе созидания новых форм искусства. В этом смысле книга Г. А. Белой представляет особый интерес: иссле­ дователь, занимающийся проблемами раз­ вития советской прозы, найдет в ней све­ жий и интересный материал. Автор монографии вносит немало свое­ го, нового и в проблему толкования стиля А. Платонова. Идя к разгадке его стиля, Г. А. Белая вскрывает и специфику плато­ новского толкования «личности» и «народа» и то, как оно отразилось на тональности его прозы. О собое внимание в исследовании стиля А. Платонова уделено триединству «герой — писатель — читатель», благодаря котором у и движение стиля, обозначенного в книге как «авторитетный», идет по пути обновления и обогащения. Обращение Г. А. Белой к прозе М . Ш о ­ лохова в плане исследуемой проблемы важно и существенно не только потому, что писателем был создан еще один «ори­ гинальный тип объективно-изобразительно­ го повествования», но и потому, что дает возможность отвести неверные выводы об угасании с течением времени художествен­ ных открытий прозы 20-х годов. «Тихий Дон» дает исследователю возм ожность по­ казать, как трансформировалась в прозе писателя 20— 30-х годов идея «герой-пове­ ствователь — народный хор». Казачий го­ вор, речь классового антагониста, язык большевистских листовок, военных донесе­ ний, острое столкновение «малых» стилей являются действенным средством вы раже­ ния сложности времени, помогаю т писате­ лю достичь большего, нежели «если бы пе­ ред нами были развернутые живописные картины». Отсюда логичен и д ругой вывод: «Тихий Дон» не только разрешает стилевые противоречия своего времени, но и «сни­ мает» их, т. е., синтезируя опыт преды ду­ щего стилевого развития, отвечая на по­ требности времени, содерж ит в себе и на­ чала новой художественности». Книга Г. А. Белой, затрагивающая многие проблемы современного литературоведе­ ния, вполне убеждает нас в том, настолько эти проблемы важны и значительны. Н. ТЕНДИТНИК Смотрю в твои глаза. Рассказы писателей Кузбасса. К ем еровское кн. изд., 1977. В. Маха лов. Тихая родина. Повести и рассказы. К ем еровское кн. изд., 1978. 3. Чигарева. Свет м ой ясный. Рассказы, повесть. К емеровское кн. изд., 1978. В одной из своих поздних статей Всево­ лод Иванов писал: «Растение... м ож н о определить не только по форме ствола и корней, но и по форме и окраске листьев... рассказы — это та ве­ ликолепная и шумящая крона, которая из­ дали обрисовывает нам ко н тур дерева». Это было сказано в 1959 году; Иванов думал о судьбе рассказа, спорил с теми, кто считал «малый» жанр не «созвучным» второй половине двадцатого века, наконец, радовался появлению новой буйной лист­ вы на древе литературы. Увы, и в д и с ку с с и я х 60— 70-х годов не раз провозглашалось «вырождение» рас­ сказа как жанра. Разумеется, всякий раз живая жизнь искусства опровергала эти прогнозы . Вот и сегодняшний литературный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2