Сибирские огни № 03 - 1979

В 1972 году мне довелось совершить не­ сколько по е зд о к по Восточной Сибири с Валентином Распутиным. Задача у нас с ним была простая: встречаясь с читателями, рассказывать о сибирской литературе, ее истории, знакомить с путям и-дорогам и, по которым шли писатели-сибиряки. Но, рас­ сказывая обо всем этом, мы по,неволе должны были показать и картину преобра­ зований, какие произошли на сибирской земле, преобразований не только в м ире вещей, в м ире материальном, но и в м ире духовном . Помню , Валентин Распутин м но ­ го рассказывал тогда о маленькой народ­ ности, поселившейся в Саянских гольцах,— о тофаларах. И вот сейчас в «Слитке» появились его три небольших рассказа о людях Тофала- рии — ими и открывается этот сборник. «Он подошел к туше медведя и сел ря­ дом с ней. Ни радости, ни удовлетворения он не чувствовал. Не зная, что делать, он достал из кармана кусо к черного хлеба и стал вяло и безучастно жевать. Он, побе­ дитель, сидел рядом с медведем и казалсяг себе убийцей. А медведь лежал рядом с ним и, наверное, д аж е не знал, что его уби­ ли: он был по -пр еж нем у горды й и силь­ ный». Это — из рассказа «Продается медвеж ья шкура». А втор показал нам, как был сдви­ нут с души героя тяж ки й кам ень, и мы уви­ дели: под ним тож е «живая земля». Одна­ ко автор далек от благостной ум иротворен­ ности, он хорош о знает, что вокруг- еще очень м но го людей, души которы х пока придавлены тем тяж ким камнем, и потому рассказ свой заканчивает так: «...продается медвеж ья ш кура. Пришел один турист, осмотрел ее и не­ довольно сморщ ился: — Пятно на ней какое-то... Пришел д ругой турист и возмутился: — Да она вся дырявая! Продается медвеж ья шкура...» Любовью к родной природе, гл убоким до пронзительности осознанием необходи­ мости бе р еж н о го к ней отношения пр о ни к­ нуты и вклю ченные в сборник произведе­ ния Леонида Кокоулина, А н др е я Скалона, Геннадия Маш кина, Владимира Чивилихина, Глеба Горышина, Вячеслава Ш угаева. И в этом смысле легко увидеть глубинную связь, какая существует м еж д у двумя м о­ гучими движениями наших дней — д в и ж е ­ нием за сохранение природы и движением за сбережение богатств великого нашего русско го языка. И в том и д р угом случаях все больше людей обнаруживаю т, что под тяж ким и камнями непонимания «тоже ж и ­ вая земля». О днако я погрешил бы перед истиной, если бы свел все содержание сборника «Слйток» лишь к одной, хотя и чрезвычай­ но важной проблеме бе р еж н о го отноше­ ния ,к родной природе. Границы худ ож ни­ ческого проникновения писателей, чьи произведения вошли в сборник, конечно же, шире, авторы, как говорится в после­ словии составителя, «с последовательно­ стью и упорством истинно сибирским рас­ крываю т неповторимые черты характера сибиряка, пристально вглядываются в его ж изнь, любовно описывают его быт, стре­ мятся передать нам его радости и заботы. Они показываю т, что нового вошло в си ­ бирский характер за годы С оветской вла­ сти. Они рассказываю т о сибиряках, отцы которы х в гвардейских дивизиях сражались под М оскво й и С талинградом , защищая отечество от оккупантов. И перед нами встают образы людей, чьими рукам и пре­ образую тся гигантские просторы Сибири». Словом, «Слиток» несет читателю, осо­ бенно м о л о д ом у, и м н о го познавательной информации, и ш и р о кую картину ж изни его соврем енников, населяющих замеча­ тельный край — Сибирь. Г. ПАДЕРИН Г. А . Белая. З акон ом е р но сти стилевого развития советской прозы . «Наука», 1977. В новой книге Г. А. Белой, ко то р ую чи­ татель знает по ее интересным и гл убоким исследованиям ка к классической совет­ ской, так и соврем енной прозы , привлекает внимание творческое переосмы сление о б ­ ш ирного материала. Проза забытых писа­ телей — П. Романова, Н. Никитина, кр ити­ ческие статьи В. П ол онского, Д. Горбова, А. Воронского, А. Лежнева, переписка А. М. Горького с советскими и за р уб еж ны ­ ми писателями, выступления газеты «Прав­ да», труды Б. Эйхенбаума, М . Бахтина — все попадает в поле зрения пытливого ис­ следователя, во всем проявляется само­ стоятельность и независимость его суж д е ­ ний. Опираясь на огром ны й опыт советско­ го литературоведения, Г. А. Белая сумела показать, ка к трансформировались класси­ ческие формы повествования в новой исто­ рической эпохе, какие сложности и проти­ воречия возникли в процессе д ем ократи­ зации искусства в условиях револю ции, как они преодолевались и каковы «отдален­ ные» результаты этого п р о ц е с с а— се го д -' ня. «Современное стилевое развитие,— чи­ таем в книге,— находится в сложных свя­ зях со своим прошлым . Исследователи определяю т их ка к отношения притяжения и отталкивания. И это верно. В советской прозе отчетливо выражены и стилевая па­ мять о почти шестидесятилетием пути ее развития, и стремление подчеркнуть свое, р ож д е нно е сегодняшней реальностью и трудными поисками ее постижения. В этом сегодняш нем «своем» особый интерес представляет резонанс художественных проблем советской прозы 20-х годов». Та­ ким образом , автор вышел за рам ки по­ ставленной проблемы и наметил пути сти­ левого развития советской прозы вплоть до ' наших дней. «Конспективность» изложения материала в заключительной части книги не мешает читателю гл уб о ко проникнуть в предмет исследования. Работа Г. А. Белой полемична и остра, и это — одно из главных ее достоинств. А в­ тор не согласен с тем, что литературный процесс 20-х годов предстает нередко «как хаотическая мозаика, лишенная внутренней

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2