Сибирские огни № 03 - 1979
минуты. И читал... Интонацией по дче р ки вал ритм стиха. М но го дилетантского было в его виршах. Поэтому мы просто вежливо молчали или говорили ему что-то вроде: «Лучше прежнего... Мысль яснее вы раже на, но не дотянул, брат не дотянул...» Он огорченно хмыкал и, съежившись, удалялся до очередного появления. А вот на язы к Кнорринг был бойким. Верно, говорил больше о м узы ке. И чем больше увлекался музы кой, тем все реже вытаскивал из кар мана листки со своими виршами. А когда организовывался «Арпоэпис», Кнорринг не м ог не участвовать в сборнике. Хоть этим была возможность помочь волжанам, по павшим в беду... В Сибири К норрингу было не по климату: он все мерз, особенно зи мой. И в редакцию заходил, казалось, толь ко затем, чтобы погреться. Так и уехал к себе в Питер. И больше не было о нем ни слуху, ни духу. К м узьже тянуло, в м узы канты, наверно, и подался... И еще у меня была встреча — с другим старейшим новосибирским журналистом Ни колаем Николаевичем Лебедевым. — В двадцатые годы жил в Новосибирске Борис Благодатный. Помню, в газетах по являлись его стихи, в маленьких журналь чиках, которых тогда в Новосибирске было полно. Борис Благодатный и на литератур ных вечерах выступал. Интересно, бойко. А потом исчез, как в воду канул,— вот -все, что смог рассказать мне Николай Николае вич. Не густо... Авторы «Арпоэписа» были тогда еще очень молоды. В их юнош ески искренних стихах была попытка выразить психологи ческую правду своего времени, порой, к сожалению, не без влияний эстетских и социально-отвлеченных. К таким поэтам относился и Борис Михайлович Благодат ный, два стихотворения ко то р о го помеще но в «Арпоэписе». Вот каким безвольным показан лириче ский герой в стихотворении Бориса Благо датного «Передо мной твой милый образ...»: Передо мной твой милый образ. Моя любимая змея. ' Ты словно м аленькая кобра,— Завороженный кролик я. Перед холодньнйи глазами Рабом, без воли и без сил, Я на мгновенье будто зам ер И зачарованный застыл. Через минуту каплей яда Меня отравиш ь ты, змея. Ты кобра, ж алящ ая взглядом. Завороженный кролик я. Стремление уйти в романтический «вы сокий грот в глубине земли», интеллигент ская раздвоенность души? Да, не без это го. Но и не без попытки как-то понять свое время и найти себя в реальном бытии. Об активном участии Бориса Благодатно го в литературной ж изни Новониколаевска рассказывал и Николай Яковлевич Шеста ков: — Он был из семьи интеллигентной, ув лекался Северяниным и Бальмонтом. Бла- говорил символистам. Недурно их знал. «Не знать их —- проявлять свою невоспи танность»,— говаривал Борис. Бывало, мы дискутировали с ним. Я защищал Брюсова, а он в молодой запальчивости м ог и Брю сова скинуть с парохода современности. А рассуждать он м о г увлеченно. На лите ратурных вечерах, да и на собраниях лите раторов его слушали... Мы с ним были в Совете новониколаевской А ртели писате лей и поэтов. Вели отбор желающ их быть членами Артели, оценивали их произведе ния, а потом рекомендовали. Задумали провести День книги. Объявили ко н кур с на лучш ую пьесу о борьбе пролетариата. Це ли у Артели были весьма благие: все силы объединить и привлечь худ ож ников слова из народных масс к творческой работ? по строительству новой культуры . Замахива лись широко... Когда заметка об «Арпоэписе» была опубликована в «Литературной России», одна читательница еженедельника, знавшая Бориса Благодатного, прислала письмо в Новосибирский краеведческий м узей. Она писала: «Борис Михайлович Благодатный был начинающим поэтом, жил в двадцатых го- дах в Новониколаевске, работал в Губсою - зе потребительских обществ и часто посе щал собрания поэтов и писателей». Печатался Борис Благодатный и в «Си бирских огнях», и в других журналах. Литератор К. С околов задумал выпускать литературно-художественны й ж урнал «Та ежные зори» (вышел всего лишь один но мер, летом 1922 года). И Борис Благодат ный подклю чился к этому предприятию . В 1925 году у активистов «Сибирских огней» возникла мысль о создании единой сибирской литературной организации. Вна чале решили создать в Н овосибирске силь ный литературный кр у ж о к из м олодежи, которая уж е как-то себя смогла творчески проявить. А дальше предполагалось в та кие же кр уж ки объединить пишущих и ж и вущих в остальных городах Сибири. И в заключение этой подготовительной работы созвать сибирский съезд писателей. В ини циативную группу вместе с К. Бесединым, Г. Вяткиным, В. Зазубриным, Г. П уш каре вым, К. Урмановым и другим и вошел и Бо рис Благодатный. 21 марта 1926 год а 'это т съезд состоялся. В прениях выступил и Борис Благодатный. Его размышления касались темы: есть ли сибирская литература, допустимо ли поль зоваться Уаким термином? В статье к пятилетию «Сибирских огней» Владимир Зазубрин, тогдашний редактор, отметил, что ж урнал выпестовал шеренгу молодняка, которая «упорно бомбардирует редакцию». И среди выпестованных назы вает и Бориса Благодатного. Вскоре Борис Михайлович уехал в Куй бышев на Волге. Там выступал в местной прессе, в коллективных сборниках, в аль манахе «Волжская ночь», вышедшем в 1937 году. В том же году Б. М . Благодатного не стало... Еще в «Арпоэписе» напечатано стихотво рение И. Воробьева, эпигонское, довольно невыразительное Надо мной прозрачно и безмолвно, А вдали над мокрым Васюганом Небосклон колышут вспыш ки молний. Разм етавш ись красным ураганом ...— и т. д. и т. п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2