Сибирские огни № 03 - 1979

— Боже мой, столько времени утекло... Приятно, весьма-весьма, приятно увидеть. Да это же первая книж ка... самая первая... в Новониколаевске, да и Новониколаевск только стал советским. Да, да... Тогда, пол­ столетия назад, сборничек сей был важным событием в литературной жизни нашего го ­ рода. За дальностью лет забылось о сбор­ ничке. Да у меня он и не сохранился. Вот и свидеться пришлось. Николай Яковлевич извиняется за свое волнение, носовым платком просушивает глаза и протирает стекла очков. Немного успокаивается, как-то виновато улыбается: — Только многих ли накормили? Потом Николай Яковлевич написал на ф отокопии странички с началом своего стихотворения «Сладким маслом я питал­ ся...»; «Приятно увидеть первую советскую кн и ж ку, изданную в Новосибирске, почти через полстолетия. Это был наш вклад в помощ ь голодающим. З.Х.1966 г. Н. Шестаков». Еще в 1914 году двадцатилетний студент Казанского университета Николай Шеста­ ков переводил с немецкого, чаще всего Генриха Гейне. Писал и сам лирические стихи: После освобождения от колчаковцев Ом ска и Новониколаевска работал в редак­ ции газеты «Советская Сибирь», прав­ да, недолго, в октябре 1921 года уехал в М оскву. Писал больше для детей и юношества. Издал пятнадцать кн и ж е к: сказки, расска­ зы, повести. В 1928 год у написал первую пьесу для театров ю ного зрителя. Она была поставлена и имела шумный успех. С тех пор пишет только для ТЮЗов. Лишь в М оскве поставлено его семнадцать пьес. Одна из них — «Финист Ясный Сокол» — до сих пор не сходит со сцены. — Только что был в управлении, и там сказали весьма приятную для меня новость. У вас, .в Новосибирске, готовится моя пьеса в ТЮЗе... Николай Яковлевич достает адресную папку. В ней поздравление в связи с семи­ десятилетием со дня рождения и полуве­ ковой литературной деятельностью. Под небольшим текстом — росписи драматур­ г о в — товарищей по литературному цеху, немало знаменитых имен. Николай Яковле­ вич назван зачинателем и пионером совет­ ско й драматургии. — Вы и один из зачинателей поэзии в Новосибирске,— говорю ему. Он отмахивается: — Велик ли зачин: два стишка в сбор­ ничке. Вот Иван Евдокимович Ерошин д р у ­ гое дело... Немало узнал я от Николая Яковлевича об авторах «Арпоэписа» и о том времени, когда создавался сборник. И все-таки этого было еще мало. Надо бы еще порасспра- шивать, но чувствую, хозяин уж е устал от моих расспросов, да и мне надо торопить­ ся на поезд. — М ож ет быть, в бумагах что-нибудь стоящее смогу обнаружить,— подал на­ д еж д у Николай Яковлевич. Потом мы с Ник. Ш естаковым общались только по почте. Заметку о сборнике я написал и передал в «Вечерний Новоси­ бирск'», где она и была опубликована. Вы­ р е зку послал в Москву.. Николай Яковлевич ответил: " «Уважаемый товарищ Кузнецов! Поздравляю Вас с пра здн иком 50-летия Великой О ктябрьской Революции. Боль­ шое спасибо за присылку Н овосибирской «Вечерки». Приятно было читать Вашу за­ метку о далеких, но не забытых днях. Ес­ ли пришлете очередной сбо р ник Новоси­ бирского «Дня поэзии», буду Вам очень благодарен. Не откажите , та кж е прислать мне рецензию (если таковая появится) на м ою пьесу «Финист Ясный Сокол», которая пошла в Вашем городе. Я, в свою рчередь, узнав что-либо новое об авторах «Арпоэписа», тотчас же Вам сообщу. Ш лю д руж еский привет. Ваш Н. Ш еста­ ков. 4.XI.67 года». . Еще одна красивая новогодняя откры т­ ка: «31.XII.69. Д о ро го й Иван Архипович! Посланный Вами «День поэзии» полу­ чил — большое спасибо за внимание. Не был в М оскве и не м о г выполнить Ваши просьбы. Сейчас хочу поздравить Вас с Новым годом , пожелать Вам успеха в Ва­ шей литературной деятельности, а не д ело­ вое письмо обещ аю отметить в ближайшее время. Ж м у Вашу руку. Ваш. Н, Ш.» Однако обещанное я так и не получил. Вскоре в «Литературной России» появи­ лось сообщение о кончине Николая Яков­ левича Шестакова. После посещения Н. Я. Ш естакова в по­ исках моих появилась новая ниточка. Как было за нее не ухватиться? При первой же встрече со старейшим журналистом Евгением Ф илипповичем Ива­ новым завел разговор об авторах «А р по ­ эписа». Он был уж е на пенсии, но еще за­ нимался литконсультацией в «Советской Сибири». На пятнадцатой страничке «Арпоэписа» напечатано стихотворение «Север». Автоо этого стихотворения назвался Кноррингом . Ни имени, ни даже одной буквы перед фа­ милией. Никакие литературные справочни­ ки не помогли. Нет в сибирской поэзии (уж е не говоря о всероссийской) такого имени. Не помнят его ни старейшие писа­ тели, ни журналисты Новосибирска, с ко ­ торыми мне приходится общаться. Прочитал это стихотворение Евгений Ф и ­ липпович, задумался, очки снял. ' — Не очень чтобы знавал, но было де­ ло,— начал он свой рассказ.— Этот Кнор- ринг иногда появлялся среди пишущей братии. Приходил и к нам в ре да кц ию га­ зеты. Обычно вытаскивал из кармана не первой свежести листки, то из какой-ни­ будь канцелярской книги, то о б л ож ки б р о ­ шюр, и .просил убедительно извинить, его за оторванные от политически важных дел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2