Сибирские огни № 03 - 1979
Арпоэписцы были так ,довольны энтузи азм ом наборщиков и печатников, что на стояли на своем, и на первой страничке появился такой текст: «Совет Артели приносит гл убо кую бла годарность С ою зу Печатников за безвоз м ездную сверхурочную работу по выпус ку сборника, а также Сибпочтелю за пожертвованную бумагу». На последней страничке «Арпоэписа» ж и р н о напечатано: «Цена пять тысяч». Ко нечно, эта сумма по тогдашним ценам была не велика. На рынке м ож но было купить на эти деньги только фунт мяса или два полуфунтовых брусочка мыла. Выручка от продажи «Арпоэписа» — шесть с половиной миллионов рублей — была скромной. Но она шла в фонд голо дающих. В этом важность вклада... Не случайно прим еру арпоэписцев по следовали барнаульцы. И там в конце года был выпущен тоже, небольшой сборничек «Сноп» из произведений местных молодых литераторов. В него вошли рассказы начи нающих прозаиков Анны Караваевой, Гле ба Пушкарева, стихи Александра Валина, Лидии Лесной, Порфирия Казанского и других. И цена та же — пять тысяч рублей, и с б о р — тож е в пользу голодающих. И в Иркутске издан подобный — «Отзву ки». Только побольше, в 54 страницы, и цена иная — 8000 рублей. В нем были стихи разных поэтов. И по уровню мастерства, и по своим эстетическим взглядам. Но всех их объединяло желание оказать по мощ ь голодающим . Коль беда, а это было главное — в сторону мелкие разногласия. Под одной о бл ож ко й — и те, кто еще не освободился от декадентства, и такие, как Игорь Славнин и Дмитрий Глуш ков-Олерон. Тогдашний работник И р кутского губполит- просвета Ис. Гольдберг отмечал в преди словии к сборнику: «Мы считаем необходи мым обратить внимание читателей на про изведения двух авторов — Олерона и Игоря Славнина. Авторы эти не могут сами про честь своих произведений — первый умер в 1918 году, второй пал в бою , сражаясь с унгеровскими бандами...» Пожелтели странички сборника: столько лет утекло — время неумолимо разрушает бумагу. Да и те, кто ^ го делал, не рассчи тывали на долгую жизнь «Арпоэписа», прос то надо было хоть небольш ую сумму выру чить и оказать помощ ь только что р о ж денному социалистическому государству. Так вот и получилось, что «Арпоэпис» стал первой книж кой стихов, изданной в городе на Оби. В то время литературная жизнь в стране, в том числе и в Сибири, была сложной, путаной. Организовывались и распадались литературные объединения и группы . Наи большее влияние имела московская груп па «Кузница». Для поэтов этой группы бы ло характерно абстрактное воспевание труда. В одной из своих деклараций они отмечали, что все остальные группы и лит- объединения, кр ом е их,— являютсд п р о д ук том распада бурж уа зно го общества: «Идео логия этих течений, основанная на крайнем 12 Сибирские огни № 3 индивидуализме и пренебрежении к об щественным идеалам, враждебна коллек тивистическому сознанию пролетариата, исполненному могучей динамики действия и револю ционного романтизма». Эти вульгаризаторские установки «Кузни цы» поддерживали и некоторые работники газеты «Советская Сибирь». Поэтому не случайной была и перепечатка деклараций «Кузницы» в газете. А в «Арпоэписе» были, стихи, которы е не укладывались в прокрустово ложе «Кузни цы». И вот 9 октября 1921 года в «Совет ской Сибири» появилась суровая рецензия на сборник. Она подписана И, Калигиным, не принимавш им м но го го из того, что на рождалось в новом искусстве в те дни. О собенно не-понравились И. Калигину сти хи Ник. Ш естакова и Бориса Благодатного. Для него они «в высшей степени не слад ки», потому что «старое, полусгнившее де рево индивидуалистического кривляния, р о дившегося на нездоровой почве б ур ж уа з но-пом ещ ичьего вы рождения, еще сыплет мертвыми листьями». Свои доказательст ва ретивый и категоричный рецензент под крепил такой инсинуацией: «Ко мне приходили красноармейцы . «Арпоэпис» попал в их заскорузлы е паль цы, и я видел на их лицах о б иж е н н о -го р ь кое выражение: «Что же это пишут, пишут, а читать нечего... М но го у нас получается книг, вот как эти...» Я краснел перед красноармейцами и за «150 миллионов» М аяковско го и за стихи Шестакова и Благодатного...» <*_ Рецензент изволил обронить комплимент лишь о стихах Кондретия Туликова. Об остальных произведениях отделался одной фразой: «Дальше, как будто в утешение читателя, преподносятся стихи ка к стихи, без выкрутасов, и маленький рассказ из голодной жизни, как дань моменту». И все-таки сборник «Арпоэпис» сделал свое дело. Остался. И сейчас он живет, пусть лишь экспонатом в краеведческом музее. А разве этого мало? Какова ж е судьба участников «А рпо эписа»? Листаю сборничек. Только один участник его мне известен — Иван Ерошин. •Еще до революции, в 1913 году, появи лись в печати первые стихи Ивана Евдоки мовича. Не легкой была ж изнь у него, р о дившегося в семье малоземельного крестьянина, прежде чем будущ ий поэт нашел свою д о р о гу в жизни. И. Ерошин за нимался распространением газеты «Прав да», где печатались его стихи. И не только в этой газете. Большевики еженедельно вы пускали, хотя и с перерывами, журнал «Вопросы страхования». В нем печатались статьи В. И. Ленина, В. В. Куйбышева, И. В. Сталина, Н. М. Ш верника. Сотруднича ли здесь и поэты, в том числе и Иван- Еро шин. Когда началась гражданская война, Иван Евдокимович пошел добровольцем в Крас ную А рм ию , участвовал в боях против колчаковцев. Так с Пятой армией и пришел в Сибирь да и прирос к этому краю . П омо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2