Сибирские огни № 03 - 1979

столкновение двух идеологий не что-то от­ влеченное и далекое, линия фронта этой борьбы пронизывает нередко самые обы­ денные сферы нашей жизни. Сугубо лич­ ные, любовные отношения могут стать аре­ ной острых и драматических, даже траги­ ческих конфликтов. И в этом несомненное достоинство нового произведения А. Чер- ноусова. Пожалуй, нечего возразить К. Варварину, когда он утверждает: «Примитивный, схо­ ластический атеистический инструментарий оказывается недееспособным, беспомощ ­ ным в столкновении с живой жизнью» *. Од­ нако остальные утверждения статьи вряд ли приемлемы. «Почему,— утверждает да­ лее критик,— стесняемся мы сказать тако­ м у вот Климову, что он не герой вовсе, а ничтожество?». А дальше — больше: «Поче­ му в литературе нашей наметилось какое- то снисходительное отношение к этому типу?». Но откуда почерпнутр убеждение, что А. Черноусое провозглашает своего персо­ нажа героем? Жизнь преподнесла Климову ощутимый урок, она пошатнула иные его взгляды на жизнь, заставила серьезнее взглянуть на окруж ающ ее и окружающ их. И это хорошо чувствует читатель. Если уж говорить о причинах неудовлетворенности, когда переворачиваешь последнюю страни­ цу интересно и даже захватывающе напи­ санной повести, то мне бы хотелось отметить совсем другое. В итоге обнаруживается явное противо­ речие м еж д у остро драматическим мате­ риалом повести, ее трагической развязкой и принципами художественного воплоще­ ния этого материала, авторской манерой повествования. Д аж е те немногие выписки из повести, приводившиеся выше, могут дать опреде­ ленное представление об игривом, иронич­ ном, легком стиле повествования, который в сущности не меняется до последней страницы произведения. Достаточно вспом­ нить все эти «философенции», «длительные осады», «рю кзачки книг», которые «подки­ дывает» Саня своему приятелю, разложе­ ние «домашней церкви», «затяжные ожесто­ ченные споры», отрывающие героя от де­ ла, напряжения «всех умственных сил», чтобы «главу за главой одолеть Библию» и т. д. и т. п. 1 В а р в а п и н К. Об инженере Климове, баптистке Лине и их любви. «Наука и рели­ гия», 1977, № 12, с. 70. Невольно вспоминается письмо М. Горь­ ко го В. Зазубрину. В нем основоположник советской литературы забраковал о черк писателя-сибиряка за несоответствие взято­ го в очерке тона серьезном у ж изненном у материалу: «...вы взяли тон, которы й не только не гармонирует с материалом, но делает неясным его смысл, его значение. Изображенные Вами в легкой «француз­ ской» манере чудаковатые фигуры очень мало говорят — если вообще говорят — об идеях, носителями коих являются эти фи­ гуры... Патетическое и героическое напол­ нение... идеи Вы обрабатываете в темпе «аллегро». Это — не годится. Свистеть м о ж ­ но весьма искусно, но — не следует насви­ стывать Бетховена». В какой-то мере по­ добные несоответствия отличают, на мой взгляд, и повесть А. Черноусова «Чужие». * * * Как видим, все произведения, о которы х шла речь в этих заметках, отличаются пр еж ­ де всего повышенным интересом к челове­ ку наших дней, стремлением раскрыть его характер в самых различных жизненных сферах. «Нам человек важен, а не детали, которые он вытачивает,— справедливо ут­ верждает в итоге герой А. Черноусова.— Человек — наша конечная цель, а не дета­ ли, не сапоги, не вещи...». Современная советская литература не ограничивается сегодняшним состоянием характера своего героя, она обращается постоянно к истокам характера нашего со­ временника, верно полагая, что без дня вчерашнего непонятен и день сегодняшний. Все это свидетельствует о повышенном интересе к многогранном у м иру нашего современника, о гуманистической сущности литературы зрелого социализма. По точно­ му замечанию С. Залыгина, «только гуман­ ному обществу есть дело до отдельной личности, до ее переживаний, до ее судьбы...». Обращая свой взор к современному ли­ тературному процессу и, в частности, к произведениям некоторых наших молодых писателей, мы убеждаемся, однако, и в том, что серьезнейшая эстетическая задача — глубинный и всесторонний охват личности нашего современника — решается пока что далеко не всегда на уровне сегодняшних достижений искусства социалистического реализма. ❖

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2