Сибирские огни № 03 - 1979
столкновение двух идеологий не что-то от влеченное и далекое, линия фронта этой борьбы пронизывает нередко самые обы денные сферы нашей жизни. Сугубо лич ные, любовные отношения могут стать аре ной острых и драматических, даже траги ческих конфликтов. И в этом несомненное достоинство нового произведения А. Чер- ноусова. Пожалуй, нечего возразить К. Варварину, когда он утверждает: «Примитивный, схо ластический атеистический инструментарий оказывается недееспособным, беспомощ ным в столкновении с живой жизнью» *. Од нако остальные утверждения статьи вряд ли приемлемы. «Почему,— утверждает да лее критик,— стесняемся мы сказать тако м у вот Климову, что он не герой вовсе, а ничтожество?». А дальше — больше: «Поче му в литературе нашей наметилось какое- то снисходительное отношение к этому типу?». Но откуда почерпнутр убеждение, что А. Черноусое провозглашает своего персо нажа героем? Жизнь преподнесла Климову ощутимый урок, она пошатнула иные его взгляды на жизнь, заставила серьезнее взглянуть на окруж ающ ее и окружающ их. И это хорошо чувствует читатель. Если уж говорить о причинах неудовлетворенности, когда переворачиваешь последнюю страни цу интересно и даже захватывающе напи санной повести, то мне бы хотелось отметить совсем другое. В итоге обнаруживается явное противо речие м еж д у остро драматическим мате риалом повести, ее трагической развязкой и принципами художественного воплоще ния этого материала, авторской манерой повествования. Д аж е те немногие выписки из повести, приводившиеся выше, могут дать опреде ленное представление об игривом, иронич ном, легком стиле повествования, который в сущности не меняется до последней страницы произведения. Достаточно вспом нить все эти «философенции», «длительные осады», «рю кзачки книг», которые «подки дывает» Саня своему приятелю, разложе ние «домашней церкви», «затяжные ожесто ченные споры», отрывающие героя от де ла, напряжения «всех умственных сил», чтобы «главу за главой одолеть Библию» и т. д. и т. п. 1 В а р в а п и н К. Об инженере Климове, баптистке Лине и их любви. «Наука и рели гия», 1977, № 12, с. 70. Невольно вспоминается письмо М. Горь ко го В. Зазубрину. В нем основоположник советской литературы забраковал о черк писателя-сибиряка за несоответствие взято го в очерке тона серьезном у ж изненном у материалу: «...вы взяли тон, которы й не только не гармонирует с материалом, но делает неясным его смысл, его значение. Изображенные Вами в легкой «француз ской» манере чудаковатые фигуры очень мало говорят — если вообще говорят — об идеях, носителями коих являются эти фи гуры... Патетическое и героическое напол нение... идеи Вы обрабатываете в темпе «аллегро». Это — не годится. Свистеть м о ж но весьма искусно, но — не следует насви стывать Бетховена». В какой-то мере по добные несоответствия отличают, на мой взгляд, и повесть А. Черноусова «Чужие». * * * Как видим, все произведения, о которы х шла речь в этих заметках, отличаются пр еж де всего повышенным интересом к челове ку наших дней, стремлением раскрыть его характер в самых различных жизненных сферах. «Нам человек важен, а не детали, которые он вытачивает,— справедливо ут верждает в итоге герой А. Черноусова.— Человек — наша конечная цель, а не дета ли, не сапоги, не вещи...». Современная советская литература не ограничивается сегодняшним состоянием характера своего героя, она обращается постоянно к истокам характера нашего со временника, верно полагая, что без дня вчерашнего непонятен и день сегодняшний. Все это свидетельствует о повышенном интересе к многогранном у м иру нашего современника, о гуманистической сущности литературы зрелого социализма. По точно му замечанию С. Залыгина, «только гуман ному обществу есть дело до отдельной личности, до ее переживаний, до ее судьбы...». Обращая свой взор к современному ли тературному процессу и, в частности, к произведениям некоторых наших молодых писателей, мы убеждаемся, однако, и в том, что серьезнейшая эстетическая задача — глубинный и всесторонний охват личности нашего современника — решается пока что далеко не всегда на уровне сегодняшних достижений искусства социалистического реализма. ❖
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2