Сибирские огни № 03 - 1979
осмыслить, он острее воспринимает пре красное в жизни и почти физически ощ у щает боль, когда сталкивается с безобраз ным и отвратительным. Мчится целая эскадрилья моторных ло д ок, с невероятным ш умом направляются они на хищнический промысел: «Обога щаться идут!» — завистливо роняет П рохор- цев, ко то р о го не зря зовут главным хам- техником. А заживо сваренная в реке горячими во дяными сбросами щука? Нет, невозм ож но забыть эту сцену истребления ж ивого мира... М ногое видит теперь Котельников по- иному, строже оценивает какие-то факты прошлого. Память его ничего не упускает, она все ж адно вбирает в себя: былое об ращается всего лишь «в наши будущие раздумья». < Такова уж нравственная суть этого чело века, такова мера его требовательности к себе и к окруж ающ им . Об этом мы узнаем порою из самых обыденных реплик. Так, однажды товарищ объясняет Котельникову, почему деньги должны быть в руках дру гого: «Ты торговаться не умеешь, Андреич, я тебя, брат, по оперативкам давно понял. Какой срок на тебя ни взвали, такой прешь...». В другой раз герою нашему го ворят, что из него добрый крестьянин бы вышел, поясняя это таким образом : «А ты никогда без дела рядом не стоишь. Помо гать сразу хватаешься». Неторопливые и, на первый взгляд, весь ма пестрые размышления и наблюдения героя повести в конечном итоге направле ны к одном у — показать читателю, насколь ко важно замечать происходящее вокруг, видеть людей, тебя окруж ающ их: уметь их любить и ненавидеть, если они того до стойны. В сущности герой повести «Долгая осень» обретает не только физическое здоровье, он будто впитывает в себя все лучшее, что может дать природа, люди, обретает ту гармонию с миром, которую на протяжении долгого времени обрести не м ог в силу самых различных причин. Так, очень разные произведения — по весть В. М урзакова «Семья» и повесть «Долгая осень» Г. Немченко сближаются м еж д у собой тем, что в них, в сущности, речь идет о становлении человека, обре тении им каких-то важных, существенных качеств, которые и позволяют называть персонажей этих книг значительным сло вом — личность. Своим путем идет и А. Черноусое в по вести «Чужие». Новое произведение А. Черноусова сви детельствует о том, что поиски путей все стороннего постижения характеров своих героев тоже волнуют писателя. Здесь, по сравнению с предыдущими его произведе ниями, ощ утим заметный крен в сторону обыденного, повседневного. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать новую повесть А. Черноусова в ряду про изведений, которы е активно вторгаются в наши будни, в каждодневный наш быт. С некоторой наивностью, что вообще свойственно в какой-то мере героям А. Чер ноусова, молодой руководитель производ ственной практики студентов Валерий Сте панович Климов удивляется: «Кто бы м ог предположить, что линия этого самого идеологического фронта пройдет так близ ко! Совсем рядом , почти вплотную...» Однако понимание этого пришло к Кли мову поздно, слиш ком поздно. Он и пред положить не мог, что Полина Зима, одна из его студенток, заставлявшая его не один раз задумываться над ее несколько стран ными рассуждениями и поведением, под вержена серьезном у религиозном у влия нию в семье. Климову все это мало понят но, ибо он (и это опять-таки характерно для героев А. Черноусова) «крайне р е дко задумывался над общими, отвлеченными* проблемами, не любил «философенции», как он называл эти самые проблемы. «Тех нарю», инженеру, считал он, это ни к чему. Для этого есть специалисты, философы или, как их там,— вот пусть и думают!..». «Философенция» тем не менее захваты вает Климова все больше и больше. К то му же «длительная осада» Полины как-то незаметно для самого Климова обернулась большим чувством для него. Любит Климо ва и Полина. Но на их пути к счастью стоят родители Полины, а главное — бог. Изнемогает в борьбе и дискуссиях с р о дителями Лины Климов, не без юмора раз думывающий: «И не исключено, что вместо милой его сердцу обработки труднообра батываемых материалов, которой он меч тал заняться, ему до конца дней своих при дется доказывать, что Христа на самом де ле не было и быть не могло». Хорошо понимает ка к будто и Лина всю противоестественность своей жизни; она сама однажды признается Климову, что в ней живет три человека — естественный («все-таки она женщина во плоти и крови»); обыкновенная девчонка, любящая спорт, м узы ку, стихи, театр; и еще один человек, который постоянно контролирует, сурово судит от имени самого бога первых двух. В конце концов мучительные терзания приводят Полину к самоубийству. Тяжело переживает эту гибель Климов, остро осоз нает свою и товарища вину Саня Устинов, который как м ог пополнял атеистические познания своего друга. «Что-то не так мы сделали...— мучительно думал Саня, круж а по просторному отцовском у кабинету и сжимая руками свою большую лохматую голову.— Что-то не так...». Повесть имеет кольцевую ком позицию , и это обстоятельство позволяет с особой на глядностью подчеркнуть серьезные изме нения, происшедшие в Климове. Последние страницы повести опять приводит нас на производство. Опять на практике студенты и руководит ими Климов. Повторяются при этом какие-то детали, реплики, но иным стал Климов, повзрослевшим, значительно более серьезным и внимательным к людям. Трагический ур о к со всей полнотой дал по чувствовать Климову вы сокую м еру граж данской ответственности за все происходя щее вокруг. Да, повесть А. Черноусова «Чужие» ху дожественной логикой убеждает, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2