Сибирские огни № 03 - 1979

ническую , а то и сатирическую окраш ен­ ность. Исследование повседневного бытия ге­ роев, стремление найти вы сокое человече­ ское содержание и в этой сфере — пробле­ ма, получившая в современной советской литературе довольно широкое распростра­ нение. Как справедливо утверждает Ю . О с- нос в статье «Литература и НТР»: «Ведь и «комнатная жизнь», и личные переживания у талантливого художника могут вбирать в себя и ш ироко проецировать труд овую сущность героя. Говоря условно: очутив­ шись в «комнате», человек отнюдь не о б о ­ собляется от того, что он чувствовал в це­ хе, на стройке, за штурвалом комбайна»1. Обратимся в этой связи к повести Вале­ рия М урзакова «Семья». Полагаю, что по­ весть эта не случайно оказалась вклю чен­ ной в один из номеров «Роман-газеты», по­ священных м олодым писателям (1977, № 22 ). ...На далекой северной нефтеразведке случайно встретился Михаил с Клавдией. Не задумываясь, чуть ли не на спор, Миха­ ил в кр угу своих товарищей называет Клавдию своей женой. Так день их встречи стал днем рождения новой семьи. «П о-хорош ем у так не делается»,— гово­ рит секретарь поссовета, где был зареги­ стрирован брак Михаила и Клавдии. Эту фразу произнесет про себя, наверное, и читатель. М ог бы произнести ее и сам ав­ тор. Он-то прекрасно представляет своих, отнюдь не идеальных героев. Но семья-то у этих двух молодых людей складывается, и складывается хорошая семья, настоящая, хотя Михаил и Клавдия проходят через самые серьезные испытания. Повесть В. М урзакова — это в сущности повествование об испытании на зрелость. Михаил в порыве гнева и обиды садится в поезд и уезжает от семьи. Теперь в его па­ мяти оживает вся совместная их жизнь с Клавдией — до мелочей и незначительных деталей. Психологически убедителен фи­ нал повести: Михаил пересаживается в об­ ратноидущий поезд. Писатель далек от оправдания скоропа­ лительных решений в серьезном ж изне н­ ном вопросе. Своим произведением он утверждает совсем д ругую , д о р о гую ему мысль. Семью нуж но строить, ка к нужно воспитывать постоянно себя, вырабатывать в себе черты гражданина и человека. В. М урзаков психологически исследует эту проблему на примере, из ряда вон выхо­ дящем, но приходит к убедительным ито­ гам. В повести «Семья» запоминается кажды й из героев благодаря тонкой наблюдатель­ ности автора, его умению найти в обыден­ ном и повседневном нечто, ярко определя­ ющее характер персонажа. Но самым значительным персонажем , несомненно, является Михаил Лиховатый. Характер этого героя дан м ногомерно. В Михаиле причудливо сочетаются са­ мые разные, а порою и как будто бы взаи­ м оисклю чающ ие качества: он по-ю нош ески* * «Вопросы литературы», 1977, № 4, с. 10. обидчив и впечатлителен, вспыльчив, а ино­ гда р е зо к и груб, но в иные моменты его отличает столь же остро застенчивость и робость. Самым ж е главным в его характе­ ре, пожалуй, оказывается высокая мера от­ ветственности, сильно развитое чувство коллективизма. Кажды й свой поступок он невольно оценивает и сверяет с интереса­ ми своих товарищей по бригаде. И если уж почувствует, что не прав, то всеми силами постарается исправить свой неверный шаг. Именно это, в ряду многих д ругих при­ чин, толкнуло его на возвращ ение дом ой: «Он представил, как хватились его утром ребята, ка к пришли к нему после смены в балок и, теснясь в дверях, жали р у ку Клань- ке, поздравляли. И каж ды й спрашивал: — А где Мишка?.. Лиховатый так хорош о знал своих парней, что не только л егко представлял, ка к в том или ином случае будет говорить каж ды й из них, но даже видел их жесты». Сюж ет повести — становление человека— требует нё одной лишь м ногогранности характера, важно дать его в движении, в развитии. Несмотря на малую площадь произведения, читатель хорош о ощущает эту диалектику и с большой заинтересо­ ванностью следит за ростом центрального персонажа. Достоинство повести В. М урзакова «Се­ мья» видится еще и в том, что писатель удивительно органично объединяет разные сферы ж изни советского человека — лич­ ные и производственные. Думается, именно эта особенность и ставит произведение м о ­ лодого автора в самый фарватер поисков современной советской литературы. Близки в этом отношении м еж д у собой и повести А. Черноусова «Чужие» и Г. Н ем ­ ченко «Долгая осень», хотя каж ды й из этих авторов по-своем у постигает характеры ге­ роев и нашу действительность. Повесть «Долгая осень» — своеобразный м онолог-раздум ье главного инженера строительного управления Котельникова, который в результате несчастного случая оказался надолго выбитым из производст­ венного седла. Иначе говоря, и в этом про­ изведении исследуется характер в обыден­ ном, повседневном течении жизни. Состояние даже относительного покоя для Котельникова, не знавшего ранее ни минуты свободного времени, более чем необычно. В связи £ этим меняется сам ха­ рактер и образ мышления героя. Он теперь имеет возможность, ка к говорится, остано­ виться, оглянуться. Его не отпускаю т думы о недавнем прошлом, с чего началось его состояние на грани ж изни и смерти. Был очень сложный и см елей экспери­ мент по монтажу объекта. Настолько слож ­ ный, что он был разрешен министерством лишь под личную ответственность главного инженера. Труднейший м онтаж прошел без сучка и задоринки. Но кто-то забыл убрать метал­ лическую стремянку, и она теперь рухнула сверху, задетая .шлангами питания крана. Теперь, когда Котельников находится на излечении, когда он имеет возможность все внимательно разглядеть и неторопливо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2