Сибирские огни № 03 - 1979

видел, оказывается, столько лиха, что и представить это невозможно, А вот себя не потерял, хотя и пошел в конце жизни лег­ ким путем... Как-то естественно и органично прохо­ дит через эту повесть центральный образ, давший название повести: когда-то маль­ чиш кой выходил Герой-рассказчик на бал­ кон без перил, и ничего страшнее тогда нельзя было себе представить в те годы. «И сколько раз в совершенно других об­ стоятельствах мне вдруг казалось, что сама ж изнь опять вывела меня на этот страшный балкон без перил, и мне ничего не остает­ ся, как только выстоять, выдержать испыта­ ние, не упасть». Мне приходилось уж.е писать о послед­ ней повести Н. Самохин^ «Где-то в городе, на окраине». В ряду названных произведе­ ний исповедальной прозы писателей-сиби- ряков ей, бесспорно, принадлежит главен­ ствующее место не только по’ богатой и необычной стилевой структуре, но и по охвату материала, по тщательному осмыс­ лению его, наконец, по своему философ­ ском у звучанию. Различен художественный уровень всех названных здесь произведений испове­ дальной прозы, но одно все эти книги объ­ единяет — каждая из них дает ответ на главный вопрос: где истоки характера ге­ роя наших дней, что его сформировало. В этом несомненная ценность книг писате- лей-сибиряков, этим определяется их ме­ сто в современном литературном про­ цессе. В самые последние годы наши современ­ ники в значительно большей мере, чем писатели прошлых десятилетий, вторгаются в обыденную, повседневную жизнь своих героев. Когда писателю удается органически объединить влияние разных пластов жизни на характер героя, когда он не впадает в унылое и беспросветное бытописательство, то и вторжение в обыденность ведет к ху­ дожественным открытиям. Ощутимое стремление некоторых совре­ менных писателей обстоятельно исследо­ вать характер в будничных жизненных си­ туациях, чаще всего в сфере семейных или любовных отношений,— процесс законо­ мерный. Он свидетельствует о верном представлении современного человекове­ дения: личные, даже сугубо интимные пе­ реживания человека неразрывно связаны с его общественно-производственными взаи­ моотношениями и делами. В литературе сегодняшнего дня особен­ но ощутима эта традиция. Глубокий соци­ ально-психологический анализ характеров получает своеобразное преломление в творчестве различных художников слова. Здесь достаточно назвать Ю. Бондарева и С. Залыгина, П. Проскурина и Ф . Абрамова, В. Белова и В. Астафьева, Е. Носова и В. Распутина, да и многих других, чтобы представить себе все многообразие форм и методов в постижении характера героя нашего времени. Так называемая личная жизнь человека тысячами нитей органично связана с прояв­ лениями его в производственной и общ ест­ венной жизни. Но как свести воедино эти нити при раскрытии характера человека — вопрос далеко не простой. Труднейшая эстетическая задача эта р е ­ шается в литературе сегодняшнего дня и опытными писателями, и только еще всту­ пающими на путь творчества с разной сте­ пенью художественной убедительности. Не­ редки здесь и явные неудачи. Весьма симптоматичной в этом отноше­ нии представляется повесть А. Шагиняна «Отпуск без содержания» («Север», 1977, № 3). Начальник северного госпром хоза Юшин, направляясь в отпуск по своим су­ губо личным делам, останавливается на ночь в дом ике бывшего актера Владислава Александровича, ко то р о го во всей о кр уге называют Чокнутый, видимо, за его неуем ­ ную страсть разыгрывать трагедии Ш е кс­ пира. М оноспектакль состоялся и на сей раз. При этом Чокнутый разъясняет гостю свое режиссерское видение, или, ка к он выра­ жается, экспликацию «Короля Лира». «Поч­ ти все постановщики трагедии,— довери­ тельно сказал он,— трактуют ее, выпячивая социально-философские аспекты. А я ре­ шаю ее ка к драму человеческую , семей­ ную. Это могло произойти и сто лет назад, и сегодня, где-нибудь в О строгож ске. И Лира могут звать не Лиром, а Толей, Ко­ лей, Юшиным, как, например, вас». Автор явно стремится придать символи­ ческое звучание этому эпизоду. Ведь далее повесть и раскрывает семейную драму Юшина. В этом не виделось бы ничего противоестественного, если бы А. Ш агинян вслед за Владиславом Александровичем не исключал драму своего героя из всех сфер, кром е сугубо лично-любовной. М еж д у тем, отпуск без содержания м ож но взять по месту службы, но уйти в такой отпуск от социальных проблем действительности, от окр уж ающ е го м ногозвучного и м ногогран­ ного мира жизни невозможно. На последних двух-трех страницах пове­ стку автор будто решил сбалансировать «личный» и «производственный» аспекты. Юшин случайно сталкивается с председа­ телем исполкома своего района, и вот в несколько абзацев втискивается множество хозяйственных проблем, которые, оказыва­ ется, остро волнуют Юшина как председа­ теля госпромхоза. Юшин, по настоянию предисполкома, выступает на областном совещании, и «проблемная» речь его вызы­ вает всеобщий интерес и одобрение. Только вряд ли все это вызовет одобре­ ние читателей повести, ибо производствен­ ные дела и проблемы здесь ка к бы выданы в качестве приложения, «довеска» к пикант­ ным любовным похождениям Юшина. Читатель сочувствует Юшину, когда тот мечтает о встрече с бывшей женой Аришей и готов примириться с ней. Какие-то надеж ­ ды на этот счет внушает и вставная новелла «Как это было...», повествующая о романти­ ческой истории рано оборвавшейся любви двух геологов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2