Сибирские огни № 03 - 1979
видел, оказывается, столько лиха, что и представить это невозможно, А вот себя не потерял, хотя и пошел в конце жизни лег ким путем... Как-то естественно и органично прохо дит через эту повесть центральный образ, давший название повести: когда-то маль чиш кой выходил Герой-рассказчик на бал кон без перил, и ничего страшнее тогда нельзя было себе представить в те годы. «И сколько раз в совершенно других об стоятельствах мне вдруг казалось, что сама ж изнь опять вывела меня на этот страшный балкон без перил, и мне ничего не остает ся, как только выстоять, выдержать испыта ние, не упасть». Мне приходилось уж.е писать о послед ней повести Н. Самохин^ «Где-то в городе, на окраине». В ряду названных произведе ний исповедальной прозы писателей-сиби- ряков ей, бесспорно, принадлежит главен ствующее место не только по’ богатой и необычной стилевой структуре, но и по охвату материала, по тщательному осмыс лению его, наконец, по своему философ ском у звучанию. Различен художественный уровень всех названных здесь произведений испове дальной прозы, но одно все эти книги объ единяет — каждая из них дает ответ на главный вопрос: где истоки характера ге роя наших дней, что его сформировало. В этом несомненная ценность книг писате- лей-сибиряков, этим определяется их ме сто в современном литературном про цессе. В самые последние годы наши современ ники в значительно большей мере, чем писатели прошлых десятилетий, вторгаются в обыденную, повседневную жизнь своих героев. Когда писателю удается органически объединить влияние разных пластов жизни на характер героя, когда он не впадает в унылое и беспросветное бытописательство, то и вторжение в обыденность ведет к ху дожественным открытиям. Ощутимое стремление некоторых совре менных писателей обстоятельно исследо вать характер в будничных жизненных си туациях, чаще всего в сфере семейных или любовных отношений,— процесс законо мерный. Он свидетельствует о верном представлении современного человекове дения: личные, даже сугубо интимные пе реживания человека неразрывно связаны с его общественно-производственными взаи моотношениями и делами. В литературе сегодняшнего дня особен но ощутима эта традиция. Глубокий соци ально-психологический анализ характеров получает своеобразное преломление в творчестве различных художников слова. Здесь достаточно назвать Ю. Бондарева и С. Залыгина, П. Проскурина и Ф . Абрамова, В. Белова и В. Астафьева, Е. Носова и В. Распутина, да и многих других, чтобы представить себе все многообразие форм и методов в постижении характера героя нашего времени. Так называемая личная жизнь человека тысячами нитей органично связана с прояв лениями его в производственной и общ ест венной жизни. Но как свести воедино эти нити при раскрытии характера человека — вопрос далеко не простой. Труднейшая эстетическая задача эта р е шается в литературе сегодняшнего дня и опытными писателями, и только еще всту пающими на путь творчества с разной сте пенью художественной убедительности. Не редки здесь и явные неудачи. Весьма симптоматичной в этом отноше нии представляется повесть А. Шагиняна «Отпуск без содержания» («Север», 1977, № 3). Начальник северного госпром хоза Юшин, направляясь в отпуск по своим су губо личным делам, останавливается на ночь в дом ике бывшего актера Владислава Александровича, ко то р о го во всей о кр уге называют Чокнутый, видимо, за его неуем ную страсть разыгрывать трагедии Ш е кс пира. М оноспектакль состоялся и на сей раз. При этом Чокнутый разъясняет гостю свое режиссерское видение, или, ка к он выра жается, экспликацию «Короля Лира». «Поч ти все постановщики трагедии,— довери тельно сказал он,— трактуют ее, выпячивая социально-философские аспекты. А я ре шаю ее ка к драму человеческую , семей ную. Это могло произойти и сто лет назад, и сегодня, где-нибудь в О строгож ске. И Лира могут звать не Лиром, а Толей, Ко лей, Юшиным, как, например, вас». Автор явно стремится придать символи ческое звучание этому эпизоду. Ведь далее повесть и раскрывает семейную драму Юшина. В этом не виделось бы ничего противоестественного, если бы А. Ш агинян вслед за Владиславом Александровичем не исключал драму своего героя из всех сфер, кром е сугубо лично-любовной. М еж д у тем, отпуск без содержания м ож но взять по месту службы, но уйти в такой отпуск от социальных проблем действительности, от окр уж ающ е го м ногозвучного и м ногогран ного мира жизни невозможно. На последних двух-трех страницах пове стку автор будто решил сбалансировать «личный» и «производственный» аспекты. Юшин случайно сталкивается с председа телем исполкома своего района, и вот в несколько абзацев втискивается множество хозяйственных проблем, которые, оказыва ется, остро волнуют Юшина как председа теля госпромхоза. Юшин, по настоянию предисполкома, выступает на областном совещании, и «проблемная» речь его вызы вает всеобщий интерес и одобрение. Только вряд ли все это вызовет одобре ние читателей повести, ибо производствен ные дела и проблемы здесь ка к бы выданы в качестве приложения, «довеска» к пикант ным любовным похождениям Юшина. Читатель сочувствует Юшину, когда тот мечтает о встрече с бывшей женой Аришей и готов примириться с ней. Какие-то надеж ды на этот счет внушает и вставная новелла «Как это было...», повествующая о романти ческой истории рано оборвавшейся любви двух геологов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2