Сибирские огни № 03 - 1979

Почти все дети улицы Северной, подра­ стая, уходят, а возвращаются иногда лишь в гости и шлют письма — из Прикумска, Норильска и Набережных Челнов, из За­ байкальска и Чехословакии. Без сомнения, ком у-то снится искристый снег на крышах родной улицы, или припы­ ленный летний огород, или прохлада сырых осенних ночей. Но дома пустеют, и старят­ ся их хозяева в наивной надежде сберечь для детей обж итую пристань на случай не­ взгод. Не этой ли надеждой живет отец, что каждый день обходит ближайший уча­ сток бетонной дороги и сволакивает домой тес и плахи, оброненные с автомашин.... И порядком набралось уже: на пол и пото­ лок, на крыш у нового дома. Для кого? Старики живут в своих домах, получают пенсии, гордятся своей обеспеченностью и независимостью и... тоскую т о детях, раз­ летевшихся по всему свету, о внуках, не знающих родных стен. Осознав тщетность ожидания, одни продают дома и едут вслед за детьми. А другие не признают необратимости жизни и в одиночестве го­ товят свой последний стежок. Дети приез­ жают на похороны, оставляют на кладбище еще один крест и уже навсегда покидают улицу Северную. В их домах поселяются новые хозяева. Не растет улица Северная и не наследу­ ется. Такая уж судьба ее этапная. А вос­ полнение по-прежнему идет за счет дерев­ ни. Только теперь жителями улицы Север­ ной становятся иные люди, чем двадцать лет назад: не от нужды ищут пристанища, покупая дорогие дома. Я предполагаю, что деревня отторгает их, а город не принима­ ет: нужному человеку в городе всегда най­ дется квартира»: М ногое умещается на небольшой площа­ ди повести. И в этом умении писать густо, предельно насыщая каж дую строку, еще одна немаловажная особенность художест­ венной манеры М. Малиновского. Повесть «До поры до времени», как мы уж е отмечали, рассказывает \о многих лю ­ дях, затрагивает множество проблем. Но никогда автор не ограничивается регистра­ цией тех или иных событий улицы Север­ ной, он внимательно исследует каждый ха­ рактер, каждый заинтересовавший его факт. «Не всегда находишь объяснение в се­ годняшнем дне». Это не простая фраза для писателя. Он стремится отыскать корни каж дого факта в дне вчерашнем, ведь и на характере человека делает свои заруб­ ки время, в которое он рос и ф ормиро­ вался. На таком пути писателя постоянно под­ стерегает опасность фрагментарности. Так почему же множество фактов и характеров повести прочно остаются в памяти? Дело в том, что все это пропущ ено через худож е­ ственное сознание, весь чрезвычайно пест­ рый материал повести пронизан глубоко личным отношением. Как это обычно и бывает в исповедаль­ ной прозе, образ автора — один из самых значительных и интересных в повести М. Малиновского. В сущности этот образ дает ответ на вопрос — с чего начинается человек. Да, улица Северная, как и тысячи других окраинных улиц наших городов, уходит в прошлое. Таковы необратимые законы нашей действительности. Очень хо­ рошо все это понимает автор, и вся логика его повествования утверждает эту мысль. Однако сбрасывать со счетов все, что про­ исходило на этих улицах, нельзя, как нель­ зя забыть детство, отгородить настоящее от прошлого. Не может не волновать авто­ ра, как в дальнейшем будет осуществлять­ ся преемственная связь с прошлым. Будет ли так же д орого нашим детям то, что за­ ставляет учащенно биться наши сердца? «Защемит ли у моих сыновей сердце, ко г­ да услышат украинскую песню? Затоскует ли душа при виде черного вспаханного по­ ля? Будет ли сниться им сказочная деревня с цветами герани в окнах и с голубыми суг­ робами? Встревожатся ли они, мои сыновья, откуда они пришли в этот мир и куда ша­ гают по ступеням генерации?» Разве это только вопросы? Разве не рас­ крывается в этом автор, его самые заду­ шевные мысли и думы, связанные с проб­ лемами сегодняшнего дня? И так везде -т- авторским теплом освещается каждый эпизод, каждое отступление. Так испове­ дальная проза наполняется значительным содержанием. Повести Э. Бурмакина имеют чаще всего прямой публицистический выход в спор­ ные проблемы сегодняшнего дня. «Меня поразили два слова, произнесенных спор­ щиками,— пишет автор в повести «Муся».— Кто-то из них сказал: нравственный пример. А Еторой подхватил— нравственный пример... Ничего особенного в этих двух словах нет, и слышал я их до этого м ногократ­ но. А тут они вдруг толкнулись мне в серд­ це, и не уходили из мыслей, и пережива­ лись, связывались с тем, что я вспомнил...». И далее Э. Бурмакин знакомит нас со своей героиней, прошедшей по жизни не­ заметно и всю себя отдавшей близким и родным. Не состоялась любовь молодой неграмотной крестьянки и заезжего инже­ нера. Остались в память от несбывшейся любви лишь золотые сережки. Не один раз автор возвращается к осмыслению тех духовных ценностей, кото­ рые утверждала всей своей ж изнью про­ стая крестьянка Муся. Опять и опять это выливается в публицистических отступле­ ниях: «А может быть, Муся живет во мне самом! Значит, если бы ее никогда не бы­ ло, то я бы жил, думал и чувствовал не­ много не так, как сейчас, я бы был немного другим , чем я есть. И я понимаю, поче­ м у мне все время кажется, что она еще жива». Пожалуй, меньше всего этот привкус публицистики ощущается в повести «Бал­ кон без перил». Разве забудутся судьбы кем ских и бурлинских ребят? Так называет автор своих дядьев в -честь улиц, где они проживали в те времена. В его памяти дядя Федя предстает веч­ ным солдатом, ибо он чаще других вынуж ­ ден был брать оружие для защиты отече­ ства. А веселый и беззаботный Виталий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2