Сибирские огни № 03 - 1979
Почти все дети улицы Северной, подра стая, уходят, а возвращаются иногда лишь в гости и шлют письма — из Прикумска, Норильска и Набережных Челнов, из За байкальска и Чехословакии. Без сомнения, ком у-то снится искристый снег на крышах родной улицы, или припы ленный летний огород, или прохлада сырых осенних ночей. Но дома пустеют, и старят ся их хозяева в наивной надежде сберечь для детей обж итую пристань на случай не взгод. Не этой ли надеждой живет отец, что каждый день обходит ближайший уча сток бетонной дороги и сволакивает домой тес и плахи, оброненные с автомашин.... И порядком набралось уже: на пол и пото лок, на крыш у нового дома. Для кого? Старики живут в своих домах, получают пенсии, гордятся своей обеспеченностью и независимостью и... тоскую т о детях, раз летевшихся по всему свету, о внуках, не знающих родных стен. Осознав тщетность ожидания, одни продают дома и едут вслед за детьми. А другие не признают необратимости жизни и в одиночестве го товят свой последний стежок. Дети приез жают на похороны, оставляют на кладбище еще один крест и уже навсегда покидают улицу Северную. В их домах поселяются новые хозяева. Не растет улица Северная и не наследу ется. Такая уж судьба ее этапная. А вос полнение по-прежнему идет за счет дерев ни. Только теперь жителями улицы Север ной становятся иные люди, чем двадцать лет назад: не от нужды ищут пристанища, покупая дорогие дома. Я предполагаю, что деревня отторгает их, а город не принима ет: нужному человеку в городе всегда най дется квартира»: М ногое умещается на небольшой площа ди повести. И в этом умении писать густо, предельно насыщая каж дую строку, еще одна немаловажная особенность художест венной манеры М. Малиновского. Повесть «До поры до времени», как мы уж е отмечали, рассказывает \о многих лю дях, затрагивает множество проблем. Но никогда автор не ограничивается регистра цией тех или иных событий улицы Север ной, он внимательно исследует каждый ха рактер, каждый заинтересовавший его факт. «Не всегда находишь объяснение в се годняшнем дне». Это не простая фраза для писателя. Он стремится отыскать корни каж дого факта в дне вчерашнем, ведь и на характере человека делает свои заруб ки время, в которое он рос и ф ормиро вался. На таком пути писателя постоянно под стерегает опасность фрагментарности. Так почему же множество фактов и характеров повести прочно остаются в памяти? Дело в том, что все это пропущ ено через худож е ственное сознание, весь чрезвычайно пест рый материал повести пронизан глубоко личным отношением. Как это обычно и бывает в исповедаль ной прозе, образ автора — один из самых значительных и интересных в повести М. Малиновского. В сущности этот образ дает ответ на вопрос — с чего начинается человек. Да, улица Северная, как и тысячи других окраинных улиц наших городов, уходит в прошлое. Таковы необратимые законы нашей действительности. Очень хо рошо все это понимает автор, и вся логика его повествования утверждает эту мысль. Однако сбрасывать со счетов все, что про исходило на этих улицах, нельзя, как нель зя забыть детство, отгородить настоящее от прошлого. Не может не волновать авто ра, как в дальнейшем будет осуществлять ся преемственная связь с прошлым. Будет ли так же д орого нашим детям то, что за ставляет учащенно биться наши сердца? «Защемит ли у моих сыновей сердце, ко г да услышат украинскую песню? Затоскует ли душа при виде черного вспаханного по ля? Будет ли сниться им сказочная деревня с цветами герани в окнах и с голубыми суг робами? Встревожатся ли они, мои сыновья, откуда они пришли в этот мир и куда ша гают по ступеням генерации?» Разве это только вопросы? Разве не рас крывается в этом автор, его самые заду шевные мысли и думы, связанные с проб лемами сегодняшнего дня? И так везде -т- авторским теплом освещается каждый эпизод, каждое отступление. Так испове дальная проза наполняется значительным содержанием. Повести Э. Бурмакина имеют чаще всего прямой публицистический выход в спор ные проблемы сегодняшнего дня. «Меня поразили два слова, произнесенных спор щиками,— пишет автор в повести «Муся».— Кто-то из них сказал: нравственный пример. А Еторой подхватил— нравственный пример... Ничего особенного в этих двух словах нет, и слышал я их до этого м ногократ но. А тут они вдруг толкнулись мне в серд це, и не уходили из мыслей, и пережива лись, связывались с тем, что я вспомнил...». И далее Э. Бурмакин знакомит нас со своей героиней, прошедшей по жизни не заметно и всю себя отдавшей близким и родным. Не состоялась любовь молодой неграмотной крестьянки и заезжего инже нера. Остались в память от несбывшейся любви лишь золотые сережки. Не один раз автор возвращается к осмыслению тех духовных ценностей, кото рые утверждала всей своей ж изнью про стая крестьянка Муся. Опять и опять это выливается в публицистических отступле ниях: «А может быть, Муся живет во мне самом! Значит, если бы ее никогда не бы ло, то я бы жил, думал и чувствовал не много не так, как сейчас, я бы был немного другим , чем я есть. И я понимаю, поче м у мне все время кажется, что она еще жива». Пожалуй, меньше всего этот привкус публицистики ощущается в повести «Бал кон без перил». Разве забудутся судьбы кем ских и бурлинских ребят? Так называет автор своих дядьев в -честь улиц, где они проживали в те времена. В его памяти дядя Федя предстает веч ным солдатом, ибо он чаще других вынуж ден был брать оружие для защиты отече ства. А веселый и беззаботный Виталий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2