Сибирские огни № 03 - 1979

/ Думая о них, их замышляя, я не гов о рю себе: «О тражу-ка я такие-то и такие-то со­ бытия!» Нет, дело обстоит иначе, я говорю : «Поставлю-ка я своего героя перед таки­ ми-то и такими-то испытаниями, в такие-то условия. О ткуда вырос нынешний кол хоз­ ник? Кем он был двадцать, тридцать, сто лет назад?» Сегодня в ряд этих произведений мы с /ю л ны м основанием ставим и последний роман С. Залыгина «Комиссия», который является прямым продолжением не только темы гражданской войны и революционных преобразований, но и давних размышлений писателя о становлении современного тру­ ж еника села, советского землепашца, хле­ бороба. Творчество д ругого известного советско­ го писателя В. Астафьева, начиная с пове­ сти «Стародуб», продолжая «Кражей», «Последним поклоном», современной па­ сторалью «Пастух и пастушка» и кончая пб- вествованием в рассказах «Царь-рыба», м ож но определить как лирическое и эпи­ ческое, драматическое и трагическое по­ вествование о том поколении советских людей, на плечи которого легли главные тяготы войны. К этому поколению принадлежит и сам автор. Не случайным представляется тот факт, что все участники дискуссионного клуба журнала «Литературное обозрение», обсуж ­ дая произведение В. Астафьева, его пове­ ствование «Царь-рыба», отмечали, что в этом произведении писатель выступает в новом качестве. И новизна эта, на мой взгляд, прежде всего проявляется в особенностях психо­ логического анализа писателя. В последнем произведении как будто синтезируются ра­ нее наметившиеся пути раскрытия внутрен­ него мира своих героев. Поэтическое виде­ ние писателя органически сочетается с тон­ ким и точным анализом, с глубоким постижением народного характера в самых различных жизненных проявлениях. В исследовании истоков характера наше­ го современника особую значимость при­ обрела так называемая исповедальная про­ за. У всех еще на памяти ш ирокий ее раз­ лив в начале шестидесятых годов. Потом эта проза как будто пошла на убыль, но не сошла со сцены. Она приобретала новые качественные особенности, свидетельством чему может быть прежде всего испове­ дальная проза писателей-сибиряков. Повести Э. Бурмакина «Муся», «Балкон без перил», «Трое с одной улицы», «Оля и Знаменосец», М. М алиновского «До поры до времени», Н. Самохина «Где-то в го р о ­ де, на окраине», Дм . Сергеева «Возвраще­ ние» мы относим к той самой исповедаль­ ной прозе, вокруг которой шли некогда са­ мые ж аркие споры. Иные критики вообще были склонны отрицать такую прозу на том основании, что страницы журналов, особенно молодежных, были буквально на­ воднены рефлектирующ ими юнцами, ста­ вившими под ¿омнение все и вся; Следует тут отметить прежде всего, что сибирские исповедальные повести дали нам своего героя — человека, занятого настоя­ щим, большим делом, захваченного разма­ хом великих строек. Отсюда и совсем иные аспекты его «рефлексии», отсюда иное о кр уж ение и иные морально-нравственные итоги его поисков. Во-вторых, прозЬ эта, ка к отмечал А. Бу- чис, «по природе своей суть имитация мышления, ассоциативного мышления, и она волей-неволей «осуждена» на интел­ лектуальный анализ и о ценку о кр уж аю щ е ­ го мира». Эти качества исповедальной прозы боль­ ше всего и сближают ее с ,п р о зо й социаль­ но-психологической, тщательно исследую ­ щей характер и e ró истоки. Дм . Сергеев в повес'ти «Возвращение» предпринимает ко р о тко е путешествие в свое предвоенное детство. Трудным было это детство героя повести, настолько трудным , что и теперь путеше­ ствие на окраину сибирского города, где прошли те полусиротские времена, требу­ ет большого нравственного напряжения. И все-таки именно отсюда, из этого квар­ тала детства, повествует Дм . Сергеев, «я ощутил, ка к беспределен мир и как мало места в нем занимает наш двор». Действи­ тельно, очень мало места занимает тот квартал, тот двор, теперь его и вовсе не узнать — «на его месте разбит сквер с ас­ фальтированными д о р ож кам и, с фонта­ ном... Такой сквер м ож ет украсить любой город». Но в памяти-то авторской навсегда остался именно тот непритязательный у го ­ лок, люди, жившие именно на нем. Больше того, и сегодня опоясывают тополя это место, тополя, «когда-то посаженные наши­ ми руками... Лишь кое-гд е разорваны — на этом месте саженцам не дали окрепнуть и вырасти». Так автор ведет своего читателя к ш иро­ ким и значительным обобщениям. О жителях одной лишь окраинной улицы города ведет свой рассказ и М. М алинов­ ский в повести «Д о поры до времени». Одна только улица. Но как в капле воды здесь отразилось многое. Невольно вспо­ минаются «Капля росы» В. Солоухина, «Ли- пяги» С. Крутилина. М. Малиновский в сущ ­ ности идет тем же путем исследования жизни, что и названные писатели. «Что же она такое, моя улица Север­ ная?» — ставит вопрос автор и отвечает на него всей повестью. Обратимся к отрывку из первой главы: «Почти все ее жители вышли из деревни: что мы, Завальские, что Колыш кины и М ельники, что Разумневичи, Петерсы жили до войны в деревне под Саратовом. Д аже Ивасик... Он попал в детский д ом шести­ летним Деревенским хлопчиком. От дерев­ ни сохранились огороды , стайки с порося­ тами и курами, осведомленность и заинте­ ресованность в ж изни д р уг друга. Но кажды й дом обзавелся глухими ставнями на окнах и тайными запорами в калитках. Люди оторвались от деревни силой вы нуж ­ денных обстоятельств и не пристали к го­ роду, основав промеж уточны й этап — улицу Северную.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2