Сибирские огни № 03 - 1979
/ Думая о них, их замышляя, я не гов о рю себе: «О тражу-ка я такие-то и такие-то со бытия!» Нет, дело обстоит иначе, я говорю : «Поставлю-ка я своего героя перед таки ми-то и такими-то испытаниями, в такие-то условия. О ткуда вырос нынешний кол хоз ник? Кем он был двадцать, тридцать, сто лет назад?» Сегодня в ряд этих произведений мы с /ю л ны м основанием ставим и последний роман С. Залыгина «Комиссия», который является прямым продолжением не только темы гражданской войны и революционных преобразований, но и давних размышлений писателя о становлении современного тру ж еника села, советского землепашца, хле бороба. Творчество д ругого известного советско го писателя В. Астафьева, начиная с пове сти «Стародуб», продолжая «Кражей», «Последним поклоном», современной па сторалью «Пастух и пастушка» и кончая пб- вествованием в рассказах «Царь-рыба», м ож но определить как лирическое и эпи ческое, драматическое и трагическое по вествование о том поколении советских людей, на плечи которого легли главные тяготы войны. К этому поколению принадлежит и сам автор. Не случайным представляется тот факт, что все участники дискуссионного клуба журнала «Литературное обозрение», обсуж дая произведение В. Астафьева, его пове ствование «Царь-рыба», отмечали, что в этом произведении писатель выступает в новом качестве. И новизна эта, на мой взгляд, прежде всего проявляется в особенностях психо логического анализа писателя. В последнем произведении как будто синтезируются ра нее наметившиеся пути раскрытия внутрен него мира своих героев. Поэтическое виде ние писателя органически сочетается с тон ким и точным анализом, с глубоким постижением народного характера в самых различных жизненных проявлениях. В исследовании истоков характера наше го современника особую значимость при обрела так называемая исповедальная про за. У всех еще на памяти ш ирокий ее раз лив в начале шестидесятых годов. Потом эта проза как будто пошла на убыль, но не сошла со сцены. Она приобретала новые качественные особенности, свидетельством чему может быть прежде всего испове дальная проза писателей-сибиряков. Повести Э. Бурмакина «Муся», «Балкон без перил», «Трое с одной улицы», «Оля и Знаменосец», М. М алиновского «До поры до времени», Н. Самохина «Где-то в го р о де, на окраине», Дм . Сергеева «Возвраще ние» мы относим к той самой исповедаль ной прозе, вокруг которой шли некогда са мые ж аркие споры. Иные критики вообще были склонны отрицать такую прозу на том основании, что страницы журналов, особенно молодежных, были буквально на воднены рефлектирующ ими юнцами, ста вившими под ¿омнение все и вся; Следует тут отметить прежде всего, что сибирские исповедальные повести дали нам своего героя — человека, занятого настоя щим, большим делом, захваченного разма хом великих строек. Отсюда и совсем иные аспекты его «рефлексии», отсюда иное о кр уж ение и иные морально-нравственные итоги его поисков. Во-вторых, прозЬ эта, ка к отмечал А. Бу- чис, «по природе своей суть имитация мышления, ассоциативного мышления, и она волей-неволей «осуждена» на интел лектуальный анализ и о ценку о кр уж аю щ е го мира». Эти качества исповедальной прозы боль ше всего и сближают ее с ,п р о зо й социаль но-психологической, тщательно исследую щей характер и e ró истоки. Дм . Сергеев в повес'ти «Возвращение» предпринимает ко р о тко е путешествие в свое предвоенное детство. Трудным было это детство героя повести, настолько трудным , что и теперь путеше ствие на окраину сибирского города, где прошли те полусиротские времена, требу ет большого нравственного напряжения. И все-таки именно отсюда, из этого квар тала детства, повествует Дм . Сергеев, «я ощутил, ка к беспределен мир и как мало места в нем занимает наш двор». Действи тельно, очень мало места занимает тот квартал, тот двор, теперь его и вовсе не узнать — «на его месте разбит сквер с ас фальтированными д о р ож кам и, с фонта ном... Такой сквер м ож ет украсить любой город». Но в памяти-то авторской навсегда остался именно тот непритязательный у го лок, люди, жившие именно на нем. Больше того, и сегодня опоясывают тополя это место, тополя, «когда-то посаженные наши ми руками... Лишь кое-гд е разорваны — на этом месте саженцам не дали окрепнуть и вырасти». Так автор ведет своего читателя к ш иро ким и значительным обобщениям. О жителях одной лишь окраинной улицы города ведет свой рассказ и М. М алинов ский в повести «Д о поры до времени». Одна только улица. Но как в капле воды здесь отразилось многое. Невольно вспо минаются «Капля росы» В. Солоухина, «Ли- пяги» С. Крутилина. М. Малиновский в сущ ности идет тем же путем исследования жизни, что и названные писатели. «Что же она такое, моя улица Север ная?» — ставит вопрос автор и отвечает на него всей повестью. Обратимся к отрывку из первой главы: «Почти все ее жители вышли из деревни: что мы, Завальские, что Колыш кины и М ельники, что Разумневичи, Петерсы жили до войны в деревне под Саратовом. Д аже Ивасик... Он попал в детский д ом шести летним Деревенским хлопчиком. От дерев ни сохранились огороды , стайки с порося тами и курами, осведомленность и заинте ресованность в ж изни д р уг друга. Но кажды й дом обзавелся глухими ставнями на окнах и тайными запорами в калитках. Люди оторвались от деревни силой вы нуж денных обстоятельств и не пристали к го роду, основав промеж уточны й этап — улицу Северную.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2