Сибирские огни № 03 - 1979
Э . Шик ВТОРЖЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В одной из недавних статей с изрядной долей иронии рассказывалось о творческой установке некоего автора — «создам харак тер, а прочее приложится». М еж д у тем, ес ли отбросить вторую, легкомы сленно-паро дийную часть этого утверждения, действи тельно, самое важное в искусстве — постижение характера человека в его су губо индивидуальных проявлениях. Иначе и быть не может, ибо при утрате специфи ческого, индивидуального, что несет с со бой живой характер, искусство мертвеет. Дело усложняется тем общеизвестным положением, что каждая эпоха выдвигает все новые и новые проблемы исследования характеров героев, и литература как м ож ет решает эти задачи на каж дом этапе своего развития. С кажем, Виринея Л. Сейфулли- ной или М арю тка Б. Лавренева, как и дру гие персонажи литературы первых после октябрьских лет, отличались тем, что обре ли долгож данную свободу духа, избавились от многовековой придавленности, и их пси хологическая доминанта выражалась п р еж де всего в проклятии рабского прошлого, в страстной борьбе за новый мир, в неуем ной тяге к высотам знания. Рождение новой личности на переломе эпох — вот что ис следовалось Л. Сейфуллиной, Б. Лаврене вым и целой плеядой других советских пи сателей. Герой нашей литературы прошел путь, полный самых суровых испытаний. Чрезвы чайно расширилась сегодня сфера дейст вия нашего современника по сравнению с первыми послеоктябрьскими годами. По нятно, что ограничиваться исследованием характера «на переломе» литература се годняш него дня не м ож ет. Она п о р ою вно сит даж е свои современные ко р р е ктивы в наши традиционные представления о ге р о ях прошлых десятилетий. Весьма интерес ным в этом отношении представляется один эпизод из романа Ю рия С копа «Техника бе з опасности» («Новый мир», 1977, № 2 и 3). В результате аварии потерял зрение взры вник Григорий Гаврилов. Каждый из пришедших к нему стремится внушить м о лодом у человеку веру в будущ ее. Среди других аргументов вспоминаются и хресто матийные строки В. М аяковского. О д нако это вызывает возраж ение Кряквина, чело века, далекого от сентиментальности: «А вот насчет плачущ его болышевика, Гриша, то тут я ни со С короходовым , ни с самим М аяковским не согласен. Не согласен, Гри ша, ты слышишь меня?.. Плачут, Гриша, большевики. Плачут! И это, м еж д у прочим, прекрасно. Потому что они пр еж д е всего, Гриша, люди, а не ж елезки, и им по-лю д ски дано понимать л ю д скую боль». Подобные сцены отнюдь не спор с авто рами тех лет, а стремление ка к м о ж н о ши ре и глубже раскры ть характер героя наших дней. Всматриваясь повнимательнее в литера турный процесс последних десяти-пятнад цати лет, нельзя не почувствовать, что худ ож ники слова стремятся гл убж е по нять истоки характера героя нашего вре мени. С. Залыгин, например, размышляя о особенностях своих книг «На Иртыше» и «Соленая Падь», писал: «Это произведения не столько событийные, ско л ько психологи ческие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2