Сибирские огни № 03 - 1979
Роман потребовал от автора широты взгляда, историзма, гражданственности. И выхваченный из жизни образ Парасковьи Удаловой оказался в романе не единствен ным, в ком воплощена мысль о . необходи мости обновления деревни. «В русских людях, как в природе, поро дившей их, нет ничего разящего глаз. В них все скромно. Н ужно присмотреться к не затейливым цветам нашим, уловить их скупой, затаенный запах, услышать над голо вой шорох сосновых ветвей, попить ломя щей зубы воды из горных ключей, посмот реть вешнюю синь после долгой зимы. Вот тогда ближе и понятней станет наш немно гословный, наш суровый и душеобильный человек! Русский человек!» Дальше у В. Астафьева сразу о Лидии Николаевне, потому как все сказанное о русском человеке прямо относилось и к ней. Заведующая молочной фермой Лидия Николаевна скромна, добра, «душеобильна». Всех-то она привечает, обо всех заботится. По одному отношению к престарелой Па- расковье м ож но понять, как близко к серд цу принимает она людские беды. И ферму пыталась сделать образцовой. Только вот и для нее, деловитой и умной, наступил пре дел, все равнодушней и равнодушней ста новилась она к колхозу. Когда м ужики по кидали деревню, жалела, что уехать вслед за ними не может,— вдова и детей четве ро. Свили гнездо себе в правлении всякие «липовые руководители», как Карасев и супруги Лтахины, потерявшие совесть, и колхоз разорился, оскудел, а жить таким труженикам , как Парасковья, Лидия Нико лаевна, пастух Осмолов, бригадир Букреев, стало невмоготу. / Инвалид войны Павел Степанович Букре ев с болью рассказывал: «Я вот был с де легацией передовиков в знаменитом кол хозе в Кировской области. Что сказать? Там почти коммунизм ... Однако я человек любопытный и по д ороге на станцию по просил завезти нас в другие колхозы. И что вы думаете? Я там увидел заколоченные избы, а с тех, что не заколочены, солома скоту скормлена... Земля одна и та же, а работают и живут по-разному. М ож но, зна чит, своими руками поднять колхоз. Ведь такие же люди это сделали, как и мы. Только хрзяин нужен. Чтобы каждый себя чувствовал хозяином ».' Эта мысль в конце 50-х и в начале 60-х годов привлекала многих и почиталась за безусловную истину. Казалось, придут в колхоз честные, знающие руководители, а крестьянин почувствует себя, наконец, хо зяином, так сразу в год-два любой колхоз воспрянет. Однако объективные законы экономического развития оказались более суровыми, и эти прогнозы не оправдались. Здесь справедливым было одно неумира ющее для любых времен положение: зд о ровый нравственный м и кр о - и м акр окл и мат абсолютно необходим в обществе для осуществления его малых и больших задач. Лидия Николаевна, ожившая после изме нений в колхозах по решениям партии, наи более полно, пожалуй, представляет в ром ан^ крестьянина, в котором проснулся хозяин земли, хозяин колхозного дела. Она оказалась настолько внутренне со д е рж а тельной, обаятельной, что «затмила» глав ную героиню — м олодого агронома Тасю Голубеву. Не случайно именно ей принад лежат в романе ключевые слова: «Отныне невиновных в колхозных убытках не будет. Хватит, похозяйничали... пора за все рас плачиваться». Это и авторская позиция. Ее категоричность и непреклонность отве чала настроению и требованиям всего на рода, роман бил по вполне определенной и ясной цели. А образы Букреева, Осмолова, Удаловой в сопряжении с Лидией Никола евной создавали живое представление о замечательных людях нашего времени. Недовольство романом объяснимо. Если бытовая обстановка, сельские пейзажи, драматизм таких сцен, как поездка за се ном на тракторе зимой, .производят впе чатление, то образы отрицательных ге р о е в— Карасева, Птахина, Стрелягова, Клары Птахиной — схематичны, однозначны, яв ляются лишь объектом обличения, а н е х у дожественного исследования. Колебания Птахина носят внешний, заданный харак тер... Говоря рецензентским язы ком , есть в романе и другие недостатки. Н о .не в них суть. Наступили пятидесятые годы. Наступило время выбора. И В. Астафьев его сделал. На всю жизнь. Наиболее показательным свидетельством этого личного события и стал роман «Тают снега». Автор недоволен им, потому что быстро «перерос» его, бы стро понял, что в -нем он был недостаточ но решителен и глубок в оценке событий. Роман убедил его, что искать себя он дол жен на других путях. Лучшие очерки, рассказы и, конечно же, роман «Тают снега» определяли позицию В. Астафьева и подготавливали того писа теля, какого мы теперь знаем. Без опыта работы над крупны м произведением , по священным важным , исторически значи тельным проблемам, не смогли бы появить ся почти одновременно три повести — «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», воз вестившие о рождении нового» Виктора Астафьева. и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2