Сибирские огни № 03 - 1979
ной Варваре...» Д идактизм этот не помеха. В рассказах для детей писатель — педагог и наставник, достигающий своей цели сред ствами искусства. Весело рассказал В. Аста фьев о приключениях дяди Кузи, о столкно вениях «куриного начальника» с балобаном, лисой и кры сой Милахой. По существу это рассказы о честном труде. Нелегко рабо тать на птицеферме. Без энергии и смекал ки, без наблюдательности и предприимчи вости не сохранишь кур, не спасешь кол хозные тысячи. Перерабатывая кн и ж ку для нового издания, автор добавит главку, так прямо и названную — «Труженик», которая заканчивается словами: «Их м ного на на шей земле, таких вот вечных, неутомимых тружеников». С радостью писал и пишет В. Астафьев для детей, а потому и внушает им радость познания и любви к людям, радость дея тельного добра. Он входит в мир детей с огром ным и непререкаемым доверием к их чувству и уму, справедливо полагая, что м ир детей во всем равновелик м иру взрос лых с его острейшими драматическими и трагическими коллизиями. А в чем-то, бе зусловно, даже и значительней, потому что обращен в будущее, ф ормирует и опреде ляет это будущее. 4 Роман «Тают снега» В. Астафьева следу ет рассматривать исторически. Некоторые произведения недавнего прошлого сегодня малоинтересны и «не звучат», как неинте ресны, например, даже нашумевшие в свое время «Жатва» или «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» Г. Николаевой. Но, будучи устаревшими, они были и оста лись активом в ходе развития текущего ли тературного процесса. Активом положи тельного или отрицательного порядка, по тому что с одними произведениями тогда охотно соглашались, с другим и полемизи ровали, идеи и тенденции одних развивали, от других — отталкивались. Никто не отка жет Г. Николаевой в .таланте, в умении ле пить характер, ставить его в остро конфликтные ситуации. А вот В. Овечкин, сопоставив ее «Повесть...» с ж изнью , убе дительно доказал, что есть в ней «что-то надуманное, от сочинительства, от литера турной фантазии автора, а не от подлинной правды жизни». Здесь же, в докладе на со вещании писателей, работающих над дере венской темой, он воскликнет, вы соко оце нивая «Падение Ивана Чупрова» и «Не ко двору» В. Тендрякова: «Это не шаг, а прямо бросок вперед». Иначе сказать, до кладчик поддерживает произведения, в ко торых отражены сложные жизненные про тиворечия, и осуждает конфликты наду манные. Такова была общая расстановка сил в литературе 50-х годов, верно почувство ванная В. Овечкиным в 1955 году. Один из первых критиков романа В. А с тафьева отмечал, что в нем привлекает по зиция автора: тревога за будущее, непри миримость к недостаткам, стремление все мерить памятью войны и верить в глубин ные запасы социального опыта рядовых советских людей. Таким образом , роман включался в общий поток литературы о ре альных противоречиях жизни, противопо ставлялся произведениям с надуманными конфликтами. В то время проблема улуч шения сельского хозяйства обсуждалась всенародно, потому роман с такой направ ленностью волновал читателя. Как же автор художественно решал свою задачу? О романе м ож но сегодня судить с высо ты собственных достижений писателя. По выразительности и силе воздействия роман «Тают снега» несопоставим с «Царь-ры б о й »— ни по своеобразию сюжета, ни по наполненности характеров, ни по языку, словно бы даже не астафьевскому. Но приглядимся повнимательней к отдельным сценам романа, к его конфликту, к харак терам действующих лиц, к Деталям обста новки, в которой совершаются события, и мы поймем, почему роман читался, пере издавался, был одобрительно встречен кр и тикой. * У В. Астафьева есть «Сказ, поведанный ручейком». Он входит в состав произведе ний для детей о природе. Сказ о челове ке, который «сильнее всего на свете лю бил Урал с его лесами, горами, реками и речушками». Потому-то он вместе с ж е ной, как отпартизанил в граж данскую , сру бил избу в лесу на берегу протоки Соло- ной рядом с ручейком и занялся охотой. Воспитал трех сыновей-охотников и отдал их войне — мать не выдержала горя. До конца дней одиноко прожил в лесной избуш ке охотник, помогая родине всем, чем м ог, и завещал похоронить себя здесь же, «где бунтовал и пенился ж елто ватый ручеек», и «неугомонный ручеек рас сказывал всем простую историю о челове ке, для которого природа была матерью, домом , богом». Все беды лесного жителя шли от войны. Так ж е проста история жизни Параско- вьи Удаловой из романа «Тают снега». Она с м ужем первая вступила в колхоз «Ураль ский партизан» и всеми силами поднимала его. Когда мужа «зарубили злодеи», р ук не опустила, работала и в поле, и в прав лении, одна воспитала четырех сыновей, и трех из них перемолола война. «А что получилось из этого? — спраши вает Удалова крестницу свою Лидию Ни колаевну.— Сыночьи косточки истлели. Па- расковью на отвал, как старую рухлядь! Никому она теперь не нужна, износилась, издержалась! В родной деревне, ка к на постылом погосте, дни доживает! Пусть-ка крестница обскажет, отчего это?». Мыслями своими, ж изнью своей перевер нула Парасковья всю душ у Лидии Никола евны и в душевной смуте задаст она себе и нам нелегкий вопрос: «Почему так? По чему труженица Удалиха так тяжело д о ж и вает свой век? Кто ответствен за это, кто?» Вопрос трудный и по том у времени закон ный, так как горестную судьбу колхозни цы Парасковьи определяла не только война.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2