Сибирские огни № 03 - 1979
ли рыбы, когда даже Нинку охватил азарт хорош его клева. Но рассказ не м ог бы со стояться без этой сцены, освещенной радо стью юной созревающей д руж бы . В ней поэтическое зерно рассказа, построенного словно бы по «законам» стихотворного сю жета, где нередко все формируется не ха рактерами героев, а их сиюминутным на строением, м узы кой их душ... Кстати, неоднократно перепечатывая этот ранний рассказ, В. Астафьев, вопреки своему обы к новению, не изменит в нем ни слова. Далее В. Астафьев как детский писатель будет развиваться в двух основных направ лениях. Первое — поэзия детства, вылив шаяся в цикл автобиографических расска зов «Последний поклон». Второе — поэзия природы в ее пришвинском лирико-ф ило софском выражении, что со временем образует новый цикл произведений — «За теей». Разумеется, это весьма условное де ление, необходимое для понимания свое образия художника, его индивидуальности. Да и сам автор долгое время не разделял эти циклы, они складывались годами, а за чинались все в этот же первый период творчества. В знаменитой «Лесной капели» М . Приш вина есть картина «Солнце в лесу», напол ненная неповторимой радостью общения с утренним лесом: «Такой лес, что солнце не сразу и уви дишь, только по огненным пятнам и стре лам догадаешься, что вон там оно спрята лось за большим деревом и бросает отту да в темный лес свои ранние утренние косые лучи... С поляны сияющ ей входишь в темный лес, как в пещеру, но когда осмот ришься — до чего хорошо! Невозм ожно сказать, до yero прекрасно бывает в тем ном лесу в яркий солнечный день. Никто, я думаю , не удержится, чтобы не дать пол ную свободу своей привязанной разными заботами мысли...» Открываем «Тропу». В. Астафьева и чи таем: «Русский лес — земная красота, есть ли такие слова, которыми м ож но было бы рассказать о тебе, воспеть тебя! Наверное, есть, но я не знаю их, я не нахожу таких больших, таких прекрасных слов, которые были бы равны тебе по силе и величию... Я просто иду, я просто дышу, я просто смотрю , я просто слушаю, как чисто и звон ко заливается зорянка, самая любимая моя птичка... А из-под ног моих с тяжелым хлопаньем снимается черный тетерев с бе лыми подпушинами дугастого хвоста и летит стремительно по тропинке вперед, выше. Вот он взмыл над кустами и черной пулей пробил огненную зарю и расплавил ся, сгорел в ней». И. Соколов-Микитов, чуждый в своей прозе резких тонов и красок, главу о р у с ском лесе начинает все-таки торжественно и патетически: «Зимою и летом-) осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, ды шишь и не надышишься...» Сопоставление самобытных писателей всегда тоже условно. У них все по-своем у— язык, интонации, чувства, мысли. Но в при веденных отрывках — их м ож н о ум но ж и т ь— легко проступает некая общность. Она в бережной и трепетной любви писа телей к природе, в их желании подглядеть и понять ее тайны, воспеть ее красоту, утвердить мысль об органическом единстве человека -и природы . Нетрудно сейчас уста новить, в чем начинающий В. Астафьев уступал тогда двум певцам русской пр и р о ды, признанным мастерам слова, но не сомненно, что в таких произведениях, ка к «Зорькина песня», «Тропа», «Зеленые звез ды», вообще весь цикл «За синими гора ми», В. Астафьев выступает как пр о д о лж а тель славных традиций русской литературы в изображении природы . «Зорькина песня», м ож н о сказать, о ткры вающая «Последний поклон», в 1957 году была отдельным и самостоятельным рас сказом , в котором 'занимали и волновали нас не сами по себе воспоминания о дет стве, а красота мире в ж ивом непосредст венном восприятии ребенка и радость ее открытия, куда бы он ни поглядел: «В рас падке уютно дремал туман и было так ти хо, что мы боялись кашлянуть... Я накло нился, взял пальцами чуть шершавую , еще только с одного бока опаленную яго д ку и осторож но опустил в бокал. Руки м ои за пахли лесом, травой и этой яркой зарею , заметавшейся по всему небу». «Уютно дремал туман», «опаленная ягод ка», «запахли... зарею». Как из малого про стого зерныш ка вырастает чудо — колос, цветок или дерево, так здесь из обычных слов в привычном или непривычном их со четании рождается чудо поэтической про зы о природе. Д аже в ранних зарисовках и сценках В. Астафьев лишен созерцатель ности, в ка ко й -то степени свойственной И. Соколову-М икитову. Ему ближе размыш ляющий и обобщ ающ ий М . Пришвин. В той ж е «Тропе» «вечно юное, бодрое и рум я ное утро» вызывает вдруг щемящее чув ство жалости... «Это годы дают себя знать, годы»,— заключает писатель, видимо, склон ный вслед за Пришвиным рассматривать природу «как зеркало души человека». Тропа, по которой идет лирический герой, и все, что видит он вокруг, пропущ ено че рез призм у былых переживаний и невзгод. _ Отсюда подчеркнутая активность позиции В. Астафьева. Его наблюдения, тож е тонкие и точные, нередко передаются с дидакти ческой задачей, зарисовки или сценки ди намичны и сюжетны, в них господствует не описание, а событие и действие. Рассказ «Бродяга-песец» — это, прежде всего, конечно, рассказ о повадках и ха рактере зверька. Но история о том, как ш кольники поймали песца, посадили его в свой «живой уголок» и что из этого полу ч и л о сь— событие первостепенной важно сти, равно как и вывод: «Любишь птиц — иди в лес, смотри на них, слушай, подкарм ливай, изучай, но в клетке не закрывай. Птица не для тю рем рождена, а песец тем более». Цикл «Рыбачья жилка» тож е назидателен, но каждая сценка в нем занятна, что Видно уж е из самих их названий: «Налимы ож и ли», «Воспитательный прием», «Любопыт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2