Сибирские огни № 03 - 1979
Хотя некоторые первые произведения В. Астафьева и будут посвящены военной теме — «Гражданский человек» («Сиби ряк»), «В одной деревуш ке» («Солдат и мать»), «Домашнее животное» («Старая ло шадь») — она на первых порах не займет сколько-нибудь заметного места в его твор честве. Теперь мы знаем, что повесть «Па сту х и пастушка» была задумана еще в 1954 году, но автор словно бы чувствовал свою неподготовленность к такой обшир ной, близкой и дорогой ему теме. «Солдат и мать», «Сибиряк», «Ария Каварадосси» и другие рассказы — число их невелико — были лишь подступами к ней. ' Да и совет ская литература была к этому времени уже наполнена произведениями о войне. В. Астафьев вступил в литературу в годы, когда все у нас было озарено только что совершившейся победой в ходе Великой Отечественной войны. Как бы трудно ни было в первое послевоенное время, со ветский народ ощущал небывалый подъем, вызванный всемирно-историческим ра згр о м ом европейского фашизма. Без этого все общ его подъема и воодушевления, без этого осознания своей мощи в стране были бы немыслимы ни восстановление чрезвы чайно разрушенного народного хозяйства в кратчайшие сроки, ни вынужденное нара щивание военного потенциала под нажи м ом империалистического атомного шанта жа, ни события, присшедшие на XX съезде КПСС. Рост народного самосознания выра зился в литературе как обостренное вни мание к человеку из гущи народа, к чело веку, который так необыкновенно и полно проявил себя в самый тяж кий момент исто рии своей социалистической Родины. И чем дальше потом мы отходили от войны, тем явственней определялись идейно-художе ственные искания поколений, переживших эту войну. Часть этих исканий прекрасно выражена самим названием одного произведения — «Люди с чистой совестью». Выходили книги о войне, и речь в них преимущест венно о нравственной силе советского че ловека и об источниках этой силы, в них обнажалось само существо человека на переломе его судьбы, на -переломе вре мен, ибо время до войны и после войны качественно для людей сражавшихся,— а так называемый тыл тоже сражался,— в чем-то несоизмеримо. Выработались д ру гие нормы поведения, изменилась оценка и самооценка людей. За любым словом че ловека долж но было возникнуть дело, иначе не победить, иначе не жить. Другая часть исканий, органично связан ная с первой, постепенно набирала силу, пока не вылилась, условно говоря, в «овеч- кинское направление». В. Овечкин еще в 1948 году выступил с блестящим очерком «О людях без стельки», а в 1952 году начал серию своих знаменитых очерков «Район ные будни». В них он первым в послевоен ных условиях поднял большие и ж гучие проблемы хозяйственной жизни страны. В них он первым заговорил о стиле р у ко водства сельским хозяйством, о формализ ме и бю рократизме, которыми были зара- 11 Сибирские огни МЬ 3 жены руководители типа Борзова, и о людях, не только критиковавших борзов- щину, но и активно отстаивавших иной ме тод руководства, иной подход к важному делу. В. Овечкин положил найало настоя щему взрыву «очеркиэма», связанного с беспощадной критикой недостатков и ут верждением подлинно социалистических преобразований в деревне (А. Калинин, В. Тендряков, И. Антонов, С. Залыгин, Е. Дорош , Л. Иванов и многие другие). В. Астафьев в начале творческого пути, не сомненно, развивался под влиянием этих двух основных потоков. Рассказы о войне — «Гражданский чело век» (1951), «В одной деревуш ке» (1954^, «Домашнее животное» (1958) — не отлича лись у В. Астафьева особым совершенст вом -в момент их появления. Не случайно он их потом, через несколько лет, перепи шет. Но и в их первой редакции содерж а лась правда о войне. Она была настолько суровой, что сразу вступила в конфликт с расхожей «эстетикой» времени: от автора потребовали благополучного конца. Матвей Савинцев из рассказа «Гражданский чело век» не погибал на поле боя, как было в рукописи, а выздоравливал в госпитале и награждался за подвиг орденом . Газетный вариант рассказа «В одной деревуш ке» выглядит неспешной зарисовкой одного случая на фронтовых перепутьях войны. В только что освобожденной деревне ж ен- щ ину-крестьянку односельчане ж естоко на зывают «фашистихой», потому что ее сын бежал из армии, поступил на службу к немцам и за это расстрелян. В том и д р у гом рассказе внимание сосредоточено на людях, по сердцам которых проехало «тя желое железное колесо войны». Один из них — солдат — просто и осознанно идет на смерть, д ругой — женщина-мать — с ве ликим терпением несет свой крест, поняв, что не сами односельчане повинны в своем ожесточении. Тема рассказа, по тому вре мени необычная, острая, требовала такой авторской позиции, которая отвечала бы всему духу отечественной войны, ее конеч ному результату. Воюющий солдат, по го дам юноша, полумальчишка, не ожесточил ся, хотя и успел отхлебнуть от жестокостей войны полную м еру отравы, больше того, он понял отчаявшуюся мать, не оттолкнул ее и тем самым .внушил ей надежду. Необычность рассказа «Домашнее ж и вотное» первым заметил проницательный А. Макаров. Дело не в том, как изображен здесь солдат и израненный, измученный к о няга, а в том, как прекратил мучения ло шади солдат (в начальном варианте рассказ написан от первого лица). Старая лошадь стоит на нейтральной полосе: «Немым уко р ом стояла она м еж ду двумя враж дую щими мирами, в самом центре войны». Она, смертельно раненная, отвоевалась, отжила свое. Почему герой рассказа,;— спрашивает А. М акаров,— «рискуя ж изнью , д о ш е л до коняги. Почему? Не легче ли было бы ему самому, если бы он стрелял издали? Зачем же подвергал он себя опасности и шел на излишние муки? Да только затем, чтобы, неся лошади избавительную смерть, согреть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2