Сибирские огни № 03 - 1979

В результате конец рассказа был пере­ писан, и «Чусовркой рабочий» завершил его публикацию . Затем «Гражданский человек» появился в областной газете, в альманахе «Прикамье», по рассказу сделали радио- постановку, он вошел в первую книгу м о­ лодого писателя. «Везде и всюду,— сви­ детельствует автор,— рассказ подвергался немилосердной правке как с моей стороны (я все хотел сделать М отю потипичней), так и со стороны редакторов...» Только через пять-шесть лет писатель вернулся к первоначальному тексту и, от­ шлифовав стилистически, издал отдельной кн и ж ко й под названием «Сибиряк». В таком виде рассказ известен теперь м ногим чи­ тателям, потому что неоднократно переиз­ давался отдельно и в сборниках. Итак, в феврале 1951 года в газете «Чу­ совской рабочий» рассказ «Гражданский человек» был напечатан, а в апреле его автор перешел с должности вахтера на должность литературного работника газе­ ты. Так сравнительно быстро и круто изме­ нилась жизнь В. Астафьева. Совершилось событие, предопределившее его судьбу. В качестве литературного сотрудника га­ зеты он м ного разъезжает по краю , многое видит, над м ногим по-новом у задумывает­ ся. За четыре года работы в «Чусовском рабочем» В. Астафьев пишет более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, из которы х и со­ ставляет две первых книги — «До будушей весны» (1953) и «О гоньки» (1955), а потом задумывает .роман. О роли газеты в ста­ новлении его ка к писателя В. Астафьев скажет в том ж е 1955 году, когда он эту газету оставит: «Начинающему писателю... газета необ­ ходима как воздух. В этом я убедился на собственном примере. М ои первые шаги в литературном творчестве начались в газе­ те «Чусовской рабочий»... с помощ ью стар­ ших товарищей, опытных газетчиков...» Более двух лет ‘после этого пишет В. Астафьев роман «Тают снега» (1955— 1957). За это время он издаст две книги для детей — «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, лиса и кот» (1957), напечатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», в ж у р ­ нале «Смена», в сборниках «Охотничьи были», «Приметы времени», с апреля на­ чнет работать спецкором областного ра­ дио, а в 1958 году роман «Тают снега» увидит свет. Видимо, эти годы и надо счи­ тать началом профессиональной писатель­ ской деятельности В. Астафьева. В 1958 го­ ду он был принят в С ою з писателей, в 1959— направлен на Высшие литературные курсы в М оскве, где и проучился до 1961 года. «Почти все мы, приехавшие тогда на ли­ тературные курсы ,— говорил В. Астафьев, отвечая на вопрос, м ного ли дали ему эти курсы ,— наверное, были не лишены спо­ собностей,. довольно м ного повидали, но сум бурно мыслили и очень мало умели, хотя за плечами едва ли не у каж д о го бы­ ли книги, выпущенные местными издатель­ ствами. И те из нас, кто при этом хотел учиться и думал о литературе бескорыстно, несуетно, представляли собою распаханное поле, которое нашим наставникам пред-, стояло по-разум ном у и культурно засеять. Осознание характера и направление своих способностей, шлифовка их, пополнение и систематизация знаний... Два года станови­ лись как бы катализатором, ускорителем духовны * процессов, за короткий ср о к удавалось понять, в-питать поразительно многое...» Так в 35— 37 лет завершаются «универси­ теты» В. Астафьева, и, вероятно, вполне закономерно начнется тот творческий «взлет», который сделает имя Виктора Астафьева заметным явлением в литера­ турном процессе 60— 70 годов. 2 Ныне существует богатая литература о В. Астафьеве, в том числе и обобщающая, монографическая. Но сосредоточивается она по преим ущ еству на том, с чем вошел писателе в так называемую «большую ли­ тературу». Считается, что вся история и предыстория становления писателя или ни­ чего ценного и поучительного не содержит, или вовсе является периодом сплошных неудач. А. Макаров, например, выделив из всего раннего творчества В. Астафьева лишь один рассказ «Сибиряк», напишет об авторе: «На другие ж е попросту махнет рукой». М еж д у -ум В. Астафьеву д о р о г и первый рассказ и многие д ругие произве­ дения 1951— 1958 годов. Рассказ «Жил на свете Толька», помеченный 1952 годом , те­ перь назван «Без приюта» и входит в книгу «Мальчик в белой рубахе» (1977), конечно, в переработанном виде. «Васюткино озеро», «Гирманча находит друзей», цикл рассказов «Дядя Кузя — куриный начальник», создан­ ные в пятидесятых годах, входят в книги для детей самого последнего времени; очерк «Любовь к жизни» (1956) стал в 1961 году рассказом «Руки жены», а затем пьесой «Черемуха» (1976). Нет необходи­ мости перечислять все, что органично пе­ реплетено у В. Астафьева с тем, что пере­ жил и написал он десятилетия назад. Важно, что к этому нажитому литературно­ му капиталу он не относится равнодушно: писатель его или активно не принимает (как, например, роман «Тают снега»), или столь ж е действенно включает его в кр уг своих текущих творческих интересов, улуч­ шает, обогащает, часто оставляя нетрону­ тыми ни идею, ни сюжет, ни настроение вещи. Следует сразу оговориться: В. Астафьев даже свои ш ироко известные теперь произ­ ведения, такие, как «Перевал» или «Послед­ ний поклон», рассказы «Ясным ли днем» или «Ночь космонавта», некоторые зари­ совки и рассказы из цикла «Затеей», по­ стоянно от издания к изданию пересматри­ вает, дописывает, шлифует. И мы, естест­ венно, при анализе будем чаще всего обращаться к первой книжной публикации произведения, если, конечно, изменения не будут касаться самого его существа, его направленности и пафоса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2